История действий на море в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г. (Страница 2)
На главную | Гостевая | Форум | Чат | Статьи на различные темы о оружии | Портал WeaponsAS - Тоp сайтов | Обмен ссылками |

История действий на море в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г. | Страница 1 | Страница 2

ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА ВОЙНЫ.

В ХАКОДАТЕ, КУРЕ, КОБЕ, САСЕБО И ТАКЕСИКИ

2-ая миноносная флотилия

Миноносец 2 класса

№45

-

Миноносец 2 класса

№46

-

Миноносец 2 класса

№38

-

Миноносец 2 класса

№37

-

3-ая миноносная флотилия

Миноносец 3 класса

№55

-

Миноносец 3 класса

№54

-

Миноносец 3 класса

№15

-

4-ая миноносная флотилия

Миноносец 2 класса

№29

-

Миноносец 2 класса

№30

-

Миноносец 2 класса

№21

-

Миноносец 2 класса

№24

 

5-ая миноносная флотилия

Миноносец 1 класса

"Фукуриу"

-

Миноносец 2 класса

№25

-

Миноносец 3 класса

№26

-

Миноносец 3 класса

№27

-

6-ая миноносная флотилия

Миноносец 3 класса

№56

-

Миноносец 3 класса

№58

-

Миноносец 3 класса

№57

-

Миноносец 3 класса

№59

-

7-ая миноносная флотилия

Миноносец 3 класса

№12

-

Миноносец 3 класса

№11

-

Миноносец 3 класса

№13

-

Миноносец 3 класса

№14

-

8-ая миноносная флотилия

Миноносец 3 класса

№17

-

Миноносец 3 класса

№18

-

Миноносец 3 класса

№19

-

Миноносец 3 класса

№20

-

12-ая миноносная флотилия

Миноносец 3 класса

№50

-

Миноносец 3 класса

№52

-

Миноносец 3 класса

№53

-

Миноносец 3 класса

№51

-

13-ая миноносная флотилия

Миноносец 3 класса

№7

-

Миноносец 3 класса

№8

-

Миноносец 3 класса

№9

-

Миноносец 3 класса

№10

-

15-ая миноносная флотилия

Миноносец 1 класса

"Хибари"

-

Миноносец 1 класса

"Саги"

-

Миноносец 1 класса

"Хаситака"

-

Миноносец 1 класса

"Удзура"

-

17-ая миноносная флотилия

Миноносец 2 класса

№31

-

Миноносец 2 класса

№32

-

Миноносец 2 класса

№33

-

Миноносец 2 класса

№34

-

18-ая миноносная флотилия

Миноносец 2 класса

№36

-

Миноносец 2 класса

№35

-

Миноносец 2 класса

№60

-

Миноносец 2 класса

№61

-

19-ая миноносная флотилия

Миноносец 1 класса

"Камоне"

-

Миноносец 1 класса

"Отори"

-

Миноносец 1 класса

"Кидзи" (в ремонте)

-

21-ая миноносная флотилия

Миноносец 2 класса

№44

-

Миноносец 2 класса

№47

-

Миноносец 2 класса

№48

-

Миноносец 2 класса

№49

-

В МАЛАККСКОМ ПРОЛИВЕ НА ПУТИ В ЯПОНИЮ

Крейсер 1 класса

"Ниссин"

капитан 1 ранга Х.Такеноучи

Крейсер 1 класса

"Касуга"

капитан 1 ранга К.Осиноуэ

 

ДИСЛОКАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭСКАДРЫ ТИХОГО ОКЕАНА И СИБИРСКОЙ ФЛОТИЛИИ К НАЧАЛУ ВОЙНЫ:
В ПОРТ-АРТУРЕ

Главнокомандующий эскадрой вице-адмирал О.В.Старк
ОТРЯД БРОНЕНОСЦЕВ
Командующий (Флагманское судно "Петропавловск") вице-адмирал О.В.Старк
Начальник штаба: капитан 1 ранга А.А.Эбергард
Старший флаг-офицер: лейтенант Г.В.Дукельский
Флаг-офицер: лейтенант Н.Н.Азарьев
Флаг-офицер: лейтенант С.В.Шереметьев
Флаг-офицер: мичман И.М.Смирнов
Флагманский минёр: лейтенант В.С.Денисов
Флагманский артиллерист: лейтенант А.К.Мякишев
Флагманский штурман: подполковник А.А.Коробицын
Младший флагман (Флагманское судно "Пересвет") контр-адмирал П.П.Ухтомский
Флаг-офицер: лейтенант М.М.Ставраки


1-ый отряд броненосцев

Эскадренный броненосец

"Петропавловск"

капитан 1 ранга Н.М.Яковлев 1-й

Эскадренный броненосец

"Полтава"

капитан 1 ранга И.П.Успенский

Эскадренный броненосец

"Севастополь"

капитан 1 ранга Н.К.Чернышёв 1-й

Эскадренный броненосец

"Цесаревич"

капитан 1 ранга И.К.Григорович

2-ый отряд броненосцев

Эскадренный броненосец

"Пересвет"

капитан 1 ранга В.А.Бойсман 1-й

Эскадренный броненосец

"Ретвизан"

капитан 1 ранга Э.Н.Щенснович

Эскадренный броненосец

"Победа"

капитан 1 ранга В.М.Зацаренный 1-й

ОТРЯД КРЕЙСЕРОВ
Командующий (Флагманское судно "Баян") контр-адмирал М.П.Молас 2-й

Броненосный крейсер 1 ранга

"Баян"

капитан 1 ранга Р.Н.Вирен

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Паллада"

капитан 1 ранга И.В.Коссович

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Диана"

капитан 1 ранга В.К.Залесский

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Аскольд"

капитан 1 ранга К.А.Грамматчиков

Бронепалубный крейсер 2 ранга

"Новик"

капитан 2 ранга Н.О. фон Эссен

Бронепалубный крейсер 2 ранга

"Боярин"

капитан 2 ранга В.Ф.Сарычев 1-й

Крейсер 2 ранга

"Забияка"

капитан 2 ранга А.В.Лебедев 2-й

1-ый отряд контрминоносцев
Начальник: капитан 1 ранга Н.А.Матусевич

Контрминоносец

"Боевой"

капитан 2 ранга Е.П.Елисеев

Контрминоносец

"Бдительный"

лейтенант С.Л.Хмелёв

Контрминоносец

"Беспощадный"

лейтенант В.К.Лукин 1-й

Контрминоносец

"Бесстрашный"

капитан 2 ранга Г.В.Циммерман

Контрминоносец

"Бесшумный"

капитан 2 ранга Ф.Р.Скорупо

Контрминоносец

"Внимательный"

капитан 2 ранга Н.Л.Симон

Контрминоносец

"Внушительный"

вр. и.д. лейтенант М.С.Подушкин 2-й

Контрминоносец

"Выносливый"

лейтенант П.А.Рихтер 1-й

Контрминоносец

"Властный"

лейтенант В.А.Карцов

Контрминоносец

"Грозовой"

лейтенант В.В.Шельтинга

Контрминоносец

"Бойкий"

вр. и.д. капитан 2 ранга Н.Л.Симон

Контрминоносец

"Бурный"

капитан 2 ранга Е.М.Погорельский

Контрминоносец

"Лейтенант Бураков"

капитан 2 ранга С.М.Иванов 4-й

2-ой отряд контрминоносцев
Начальник: капитан 2 ранга А.А.Гинтер

Контрминоносец

"Разящий"

капитан 2 ранга П.В.Симонов 1-й

Контрминоносец

"Расторопный"

капитан 2 ранга Н.А.Сакс

Контрминоносец

"Решительный"

лейтенант А.А.Корнильев

Контрминоносец

"Сердитый"

лейтенант В.Л.Кузьмин-Караваев 1-й

Контрминоносец

"Смелый"

капитан 2 ранга М.Ф.Шульц 1-й

Контрминоносец

"Сторожевой"

капитан 2 ранга А.П.Киткин 1-й

Контрминоносец

"Стерегущий"

и.д. лейтенант Б.Л.Кузьмин-Караваев 2-й

Контрминоносец

"Скорый"

и.д. лейтенант А.А.Хоменко

Контрминоносец

"Сильный"

и.д. лейтенант Е.Ю.Ходорович

Контрминоносец

"Страшный" (в достройке)

и.д. капитан 2 ранга Е.М.Погорельский

Контрминоносец

"Стройный" (в достройке)

и.д. капитан 2 ранга Е.М.Погорельский

Контрминоносец

"Статный" (в достройке)

лейтенант Р.Н.Вердеревский

СУДА ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Канонерская лодка

"Гремящий"

капитан 2 ранга П.Е.Николаев 1-й

Канонерская лодка

"Отважный"

капитан 2 ранга А.В.Давыдов 1-й

Канонерская лодка

"Гиляк"

капитан 2 ранга В.А.Алексеев 1-й

Канонерская лодка

"Бобр"

капитан 2 ранга М.В.Бубнов 2-й

Минный транспорт

"Енисей"

капитан 2 ранга В.А.Степанов 2-й

Минный транспорт

"Амур"

капитан 2 ранга Г.А.Бернатович

Минный крейсер

"Всадник"

капитан 2 ранга Н.В.Стронский 3-й

Минный крейсер

"Гайдамак"

капитан 2 ранга Ф.Н.Иванов 6-й

Транспорт

"Ангара"

капитан 2 ранга А.А.Сухомлин 1-й

В ТАЛИЕНВАНЕ

Крейсер 2 ранга

"Разбойник"

капитан 2 ранга князь А.А.Ливен

Крейсер 2 ранга

"Джигит"

капитан 2 ранга А.П.Назаревский

В ЧЕМУЛЬПО

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Варяг"

капитан 1 ранга В.Ф.Руднев

Канонерская лодка

"Кореец"

капитан 2 ранга Г.П.Беляев 2-й

В ИНКОУ

Канонерская лодка

"Сивуч"

капитан 2 ранга А.Н.Стратонович

В ШАНХАЕ

Канонерская лодка

"Маньчжур"

капитан 2 ранга Н.А.Кроун

ВО ВЛАДИВОСТОКЕ

ОТРЯД КРЕЙСЕРОВ ФЛОТА ТИХОГО ОКЕАНА
Командующий (Флагманское судно "Россия") капитан 1 ранга Н.К.Рейценштейн

Броненосный крейсер 1 ранга

"Россия"

капитан 1 ранга К.П.Арнаутов

Броненосный крейсер 1 ранга

"Громобой"

капитан 1 ранга Н.Д.Дабич

Броненосный крейсер 1 ранга

"Рюрик"

капитан 1 ранга Е.А.Трусов

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Богатырь"

капитан 1 ранга А.Ф.Стемман 2-й

Вспомогательный крейсер

"Лена"

капитан 2 ранга А.И.Берлинский

Миноносец

№201

-

Миноносец

№202

-

Миноносец

№203

-

Миноносец

№204

-

Миноносец

№205

-

Миноносец

№206

-

Миноносец

№208

-

Миноносец

№209

-

Миноносец

№210

-

Миноносец

№211

-

В НИКОЛАЕВСКЕ

Миноноска

№91

-

Миноноска

№92

-

Миноноска

№93

-

Миноноска

№94

-

Миноноска

№95

-

Миноноска

№97

-

Миноноска

№98

-

В КРАСНОМ МОРЕ НА ПУТИ В ПОРТ-АРТУР

ОТРЯД КОРАБЛЕЙ КОНТР-АДМИРАЛА ВИРЕНИУСА
Командующий (Флагманское судно "Ослябя") контр-адмирал А.А.Вирениус

Эскадренный броненосец

"Ослябя"

-

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Аврора"

капитан 1 ранга И.В.Сухотин

Бронепалубный крейсер 1 ранга

"Дмитрий Донской"

капитан 1 ранга Л.Ф.Добротворский

Крейсер 2 ранга

"Алмаз"

-

Контрминоносец

"Блестящий"

-

Контрминоносец

"Безупречный"

-

Контрминоносец

"Бодрый"

-

Контрминоносец

"Буйный"

-

Контрминоносец

"Бравый"

-

Контрминоносец

"Бедовый"

-

Контрминоносец

"Быстрый"

-

Миноносец

№212

-

Миноносец

№213

-

Миноносец

№221

-

Миноносец

№222

-

Транспорт

"Саратов"

-

Транспорт

"Орёл"

-

Транспорт

"Смоленск"

-

Примечания:

1. Договор заключён в японском городе Симоносеки 5 апреля 1895 г. (все даты даны по старому стилю - т.е. разница между нынешним летоисчислением и прошлым составляет: XIX век - 12 дней, XX век - 13 дней). Переговоры возглавляли: маркиз Хиробуми Ито и виконт Мунемицу Муцу (японская сторона) и канцлер Ли Хун Чжан и экс-министр Ли Чжин Фонг (китайская сторона). Советником руководителя китайской делегации был американский дипломат Д.Фостер (затребовавший за свои услуги 25 тыс. долларов), а японской американец Деннисон. Переговоры едва не прервались из-за террористического акта в отношении главы китайской делегации. 28 марта некий Кайяма Рокуносуси, выстрелом из револьвера ранил Ли Хун Чжана в левую щёку. Правительству Микадо пришлось приносить извинения.

2. Маньчжурия - историческое название Северо-Восточного Китая, происходит от названия раннефеодального государства Маньчжу, существовавшего в первой половине XII в. на территории Северо-Восточного Китая. Включает "три восточные провинции" (дунсаньшэ) – Хэйлунцзян, Гирин и Фэнтянь (Мукден), ныне Ляонин.

3. Назван так в честь лейтенанта Уильяма Артура (командира английского судна "Algerino"), зашедшего в эту бухту в 1858 году.

4. До уплаты военного вознаграждения.

5. Франция и Германия усилили свои военные эскадры в Тихом океане, а Россия в Приамурском округе объявила мобилизацию. Помогая России, Франция делала это из-за того, чтобы не потерять союзника в Европе, а Германия вела свою политику, стремясь обострить взаимоотношения между Японией и Россией - конечной целью Германии было отвлечь Россию от деятельности в Европе и перенаправить все её взгляды и силы на Дальний Восток. Хотя в процессе всей войны Германия всё-таки сделала для России намного больше, чем её официальный союзник - Франция.

6. В обмен на увеличение контрибуции до 230 миллионов лянов.

7. 3 февраля 1894 г. в Корейской провинции Чолла разгорелось крестьянское восстание, впервые в истории Кореи имевшее свою собственную идеологию - религиозное учение "тонхак" ("восточное учение"). Япония и Китай вводят в Корею свои войска для оказания "помощи" корейскому правительству в борьбе с "бунтовщиками". Вслед за этим, 11 июля 1894 г. японцы ворвались во дворец, чтобы "защитить от заговора" вана и членов его семьи, и доставили их в "почётный плен" под надёжной охраной в здание японской миссии. Через два дня Япония обвинила Китай в нарушении Тяньцзинского договора, поскольку китайские войска пришли на помощь корейскому вану для подавления восстания, без официального разрешения на то из Токио. Сформированное японцами новое про-японское, "марионеточное" корейское правительство 13 июля подписало с Японией договор о предоставлении японскому посланнику в Сеуле - Отори Кэйсукэ, полномочий на изгнание из Кореи китайских войск и аннулирования всех договоров, заключённых с Китаем. В этот-же день Япония без объявления войны атаковала и потопила в Жёлтом море китайский транспорт "Гаошен", направлявшийся с подкреплениями в бухту Асан, что послужило началом войны между Китаем и Японией. 14 августа министр иностранных дел правительства Кореи - Ким Юнсик и чрезвычайный посланник Японии в Сеуле - Отори Кэйсукэ, подписали соглашение о союзе и войне против Китая. Единственное крупное японо-китайское столкновение на территории Кореи произошло под Пхеньяном 13 сентября 1894 г. и закончилось поражением китайских войск. Далее театр военных действий переместился в Китай, где война закончилась его поражением. 18 марта 1895 г. в Симоносеки был подписан договор о перемирии между двумя сторонами, а 5 апреля 1895 г. был подписан Симоносекский мирный договор, по которому Китай отказывался от своего традиционного покровительства над Кореей.

Российская общественность хотя и приветствовала обретение Кореей независимости от Китая, все же высказывала обеспокоенность насчет возможности усиления влияния Японии в Корее в ущерб интересам России. Официальная позиция правительства России оставалась нейтральной. Неоднократные просьбы вана Коджона оказать Корее помощь, прислать военных инструкторов и советников в правительство, оставались без ответа.

А Япония еще до окончания войны фактически начала брать Корею под свой контроль. В октябре 1894 г. японцы окончательно подавили вторую волну крестьянского восстания "тонхак". Уже с середины 1894 г. под давлением Японии в Корее начали проводиться реформы в сфере экономики и социально-политического устройства, направленные на лучшее приспособление Кореи к будущей колониальной экспансии. Естественно, такое усиление позиций Японии вызвало сопротивление части правящих слоёв Кореи. Символом сопротивления стала королева Мин (Мёнсон Хванху). Поэтому ранним утром 26 сентября 1895 г. при прямом участии японских дипломатов, усилиями так называемой "Корейской партии реформ", было организовано убийство корейской королевы Мин. Группа головорезов, которых подготовил японский посланник в Корее - Миура Горо, а также обученные японцами корейские солдаты ворвались во дворец и зарубили королеву и её сторонников. После чего взяв вана Коджона в плен, японцы заставили его издать указ о посмертном разводе и низведении королевы до статуса простолюдинки. Несмотря на то, что в ноябре того же года королева была восстановлена в прежнем статусе, корейское общество оказалось на грани взрыва. В довершение ко всему, японцы вынудили вана Коджона издать указ об обязательной стрижке волос и запрещении ношения традиционной прически. События в Сеуле получили широкий международный резонанс, который был нежелателен для организаторов государственного переворота на Корейском полуострове. Посол Японии в Корее Миура Горо и 47 подозреваемых, были уже в октябре 1895 г. незамедлительно отозваны в Японию, где были преданы суду в Токио, но естественно всех оправдали. После чего Японское правительство запретило японцам посещать Корею без специального разрешения.

Таким образом, к началу 1896 г. корейский ван оказался в состоянии несвободы. Он считал, что ему грозила возможность физической расправы либо со стороны японцев, либо со стороны недовольных корейцев. Действительно, в связи с событиями конца 1895 г. по стране прокатилась волна стихийных выступлений. Поэтому совершенно закономерным представляется тот факт, что 21 января 1896 г. российскому поверенному в делах К.И.Веберу была передана записка от вана, в которой тот выражал просьбу позволить ему переехать в российскую дипломатическую миссию. В связи с этим К.И.Вебер вызвал из Чемульпо 127 русских военных моряков с одним орудием, которые немедленно прибыли в Сеул якобы для "защиты здания Российской дипломатической миссии". 30 января 1896 г. Коджон вместе с наследником престола, и двумя фрейлинами, сумел сбежать из Японского плена и перебраться в Российскую дипломатическую миссию, где он находился до 8 февраля 1897 г. Сразу по прибытии в российскую миссию, Коджон отдал приказ: казнить изменившего ему - премьер-министра и других министров-японофилов. Приказание было выполнено незамедлительно: премьер-министр и два других министра были убиты на улице средь бела дня и их головы были выставлены на обочине дороги, другие три министра сумели сбежать в Японию. Так в Корее провалилась хорошо задуманная Японской дипломатией попытка государственного переворота с целью полностью подчинить себе Корею.

8. Китай должен был выплатить Японии контрибуцию в 230 млн. лянов. Но казна Империи Цин была пуста. Поэтому Китай решил заимствовать эти деньги на внешнем рынке. Свои услуги Империи Цин предложили банкиры Великобритании, Франции и Германии. Предполагалось дать заём Империи Цин при условии установления международного контроля над китайскими финансами. Это было бы серьёзным препятствием в дальнейшем распространении российского влияния на Китай, поэтому С.Ю.Витте, воспользовавшись соперничеством французских и немецких банкиров, предложил китайскому правительству заём в 150 млн. рублей на довольно выгодных условиях. Контракт был подписан 24 июня 1895 г. Следующим шагом в расширении экономического влияния России на империю Цин было создании Русско-Китайского банка, который наделялся широкими полномочиями: финансирование китайских властей, сбор и хранение налоговых поступлении, получение железнодорожных и других концессий на всей территории Империи Цин.
Ли Хун Чжан после войны с Японией отправился в официальную поездку по некоторым европейским странам, он должен был начать её с визита во Францию, но русский посланник в Пекине А.П.Кассини по указанию из Петербурга и агент Министерства финансов Д.Д.Покотилов убедили Ли Хун Чжана начать поездку с России. В России Ли Хун Чжану оказали тёплый приём. На такой доброжелательной ноте и были начаты переговоры в мае 1896 г. Но переговоры протекали отнюдь не просто. Канцлер, показал себя человеком чрезвычайно твёрдым и в некоторых пунктах малоуступчивым. Переговоры ускорились и оказались успешными после того, как С.Ю.Витте пообещал Ли Хун Чжану "вознаграждение" в размере 3 млн. рублей.

9. 19 мая 1891 года началось (с запада: от Златоуста на Челябинск и с востока: от Владивостока на Хабаровск) строительство "Великого Сибирского пути" (часть Транссибирской железнодорожной магистрали) с целью ускорения экономического развития Дальнего Востока, расширения русской торговли в Китае и более эффективной обороны тихоокеанских рубежей. В 1894 г. при обсуждении текущих вопросов строительства Транссиба выяснилось, что для сокращения дороги (спрямления пути) было бы целесообразно часть железной дороги проложить по территории Маньчжурии. Это позволило бы значительно сократить материальные расходы и ускорить строительство. Сложившаяся на Дальнем Востоке в это время международная расстановка сил благоприятствовала осуществлению этого проекта. Министр финансов С.Ю.Витте (бывший до этого управляющим Министерством путей сообщения) справедливо полагал, что участие России в разрешении японо-китайского конфликта важен не только прямой, но и косвенный результат - она выступит в роли спасителя Китая (на мирных переговорах с Японией), который за это пойдет на уступки Петербургу, в частности разрешит проведение Транссиба через Маньчжурию. Непосредственное строительство К.В.Ж.Д. по маршруту: Маньчжурия - Харбин - Пограничный началось 28 августа 1897 г.

10. Незадолго до отъезда в Москву А.Ямагата имел разговор с русским посланником в Токио М.А.Хитрово, в ходе которого он предложил новое решение корейского вопроса в смысле "полного раздела всей Кореи между Россией и Японией". Ямагата заявил: "Между Россией и Японией возможно установление полного соглашения по делам Крайнего Востока, так как в названной части света державы эти не имеют взаимно сталкивающихся интересов; общим врагом их является Англия, соперничающая в сфере торговых предприятий с Японией и оспаривающая политическое влияние у России". Поддавшись на столь радужные для себя перспективы в Корее, российское правительство с охотой вступило в переговоры.
После подписания "Секретного Московского протокола" Россия и Япония договорились, что "подписанный...Протокол не подлежит огласке вообще без предварительного соглашения между обоими Правительствами. Что же касается секретных статей, то статьи эти, само собою разумеется, предпологается оставить тайными". Но уже 15 февраля 1897 г. в японских газетах, вопреки договорённости, были опубликованы тексты обоих Русско-Японских соглашений (от 2 и 28 мая 1896 г.), но в переводе были преднамеренно допущены неточности, которые выставляли Россию в нелицеприятном свете перед Кореей. 28 февраля японский представитель передал корейскому правительству оба протокола и также сообщил о содержании секретных статей. После данного инциндента, позиции России в Корее стали заметно ослабевать.

11. Возглавил специальное посольство из четырех человек представитель рода покойной королевы Мин - Мин Ён Хван. Завершив участие в торжествах 2 - 12 мая 1896 г., корейское посольство отправилось в Санкт-Петербург с целью ведения переговоров с правительством России. Основным предметом обсуждения на переговорах были 5 вопросов: об отправке в Корею русских военных инструкторов; о назначении в Корею русских советников; об организации охранной гвардии вана; о соединении сибирской телеграфной линии с северной корейской и оказании помощи в строительстве телеграфных линий; о выделении Корее займа в размере 3-х миллионов йен для погашения долга Японии.
Переговоры продлились несколько месяцев. При этом Мин Ён Хван более всего настаивал на просьбе отправить в Корею охранную гвардию вана, поскольку уже к весне 1896 г. в Корее все больше нарастало недовольство тем, что ван Коджон находился в Российской дипломатической миссии. Однако для того чтобы он смог покинуть миссию и переселиться обратно во дворец, нужны были гарантии безопасности, которую, по мнению корейцев, только русская гвардия и могла обеспечить.
Итоги переговоров, в целом, оказались достаточно результативными, несмотря на то, что от немедленного предоставления займа Российское правительство отказалось, дав обещание подробнее разобраться в экономической ситуации в Корее и подумать насчет возможности выделения необходимых денег. Однако уже в августе 1896 г. в Корею был командирован директор Шанхайского отделения Русско-Китайского банка Д.Д.Покотилов и к середине осени было принято положительное решение. Но из-за колебаний (не без помощи Японии) в корейском министерстве финансов договор о займе так и не был подписан. Единственный негативный ответ был дан на просьбу предоставить русскую охранную гвардию вана. Одной из причин этого было нежелание России вступать в конфликт с Японией, который мог бы возникнуть в случае положительного решения вопроса.
Эти переговоры обросли слухами, что якобы между Россией и Кореей было заключено "секретное" соглашение, по которому в Корею направлялись военные инструкторы и финансовые консультанты. Соглашение официально подписано не было, но в августе того же 1896 г. было решено послать в Корею военных инструкторов, часть из которых, возглавляемая полковником Главного штаба Д.В.Путятой, отправилась в Корею вместе с посольством Мин Ён Хвана, прибыв туда 8 октября 1896 г. Тогда же началась подготовка корейской охранной гвардии вана и был предложен план создания корейской армии нового типа. Кроме того, в следующем 1897 г. в Корею был отправлен чиновник русского таможенного ведомства К.А.Алексеев, который впоследствии стал главным советником министерства финансов Кореи. Тем самым Россия хоть и не по букве, но стала нарушать, подписанный в Москве Русско-Японский протокол от 28 мая 1896 г. (первые две статьи).

12. Хотя для её охраны всё же была создана Охранная стража численностью 5000 человек. Полоса отчуждения К.В.Ж.Д. – отведенные по контракту 1896 г. земли для постройки и эксплуатации дороги. Ширина дороги вне станционных поселков была определена в среднем в 33 сажени (70,4 м.): 32 м с одной стороны пути и 38,4 м с другой стороны (на случай сооружения второй колеи). Под станционные поселки земли отчуждались по мере практической надобности. Всего полоса отчуждения занимала территорию общей площадью 113 951,03 га., из них Харбин – 11 990,39 га.

13. Во время усиления российского влияния в Корее, владивостокский купец 1-ой гильдии Ю.И.Бринер, под залог в 15000 рублей, получил лесную концессию в Северной Корее и подписал с корейским правительством соглашение об образовании "Корейской лесной компании", согласно которому компания получала преимущественное право вырубки лесов в верховьях реки Тумень (российско-корейская, корейско-китайская северо-восточная граница), в бассейне реки Ялу (корейско-китайская северо-западная граница), а также на острове Дажелет (кор. Уллындо, яп. Мацусима) сроком на 20 лет. Однако реально развернуть какую-либо активную деятельность Ю.И.Бринеру не удалось и он решил продать свою концессию. В 1898 г. этим предложением заинтересовался приближенный к правительственным кругам промышленник А.М.Безобразов. При этом в многочисленных обращениях к Российскому правительству за поддержкой, внимание акцентировалось на двоякой выгоде от эксплуатации лесов на границе между Кореей и Маньчжурией: с одной стороны, действительно можно было заниматься довольно выгодным делом, а с другой - Россия получала возможность военно-политического укрепления в указанном регионе и тем самым сдерживания возможного продвижения Японии на континент, укрепления безопасности России на Дальнем Востоке. По планам А.М.Безобразова предполагалось, что в местах разработки лесов, под видом охраны будут находиться русские регулярные войска.
Идея А.М.Безобразова получила поддержку Императора Николая II. Однако из-за противодействия ряда российских высокопоставленных чиновников, а также в связи с начавшимся "боксёрским" восстанием, её реализация затянулась до 1901 г. На это время (1897-1901 г.г.) держателем лесной концессии был назначен Н.Г.Матюнин (поверенный в делах России в Корее в 1898-1899 г.г.) Наконец, 29 июня 1901 г. был принят устав "Восточно-Азиатской промышленной компании", при этом сфера её деятельности не ограничивалась только Кореей.
Река Ялу, бывшая главным объектом интересов А.М.Безобразова, является естественной границей между Кореей и Китаем. "Восточно-Азиатская промышленная компания" имела право разработки лесов только на корейском левом берегу реки, однако сразу после образования стала вести переговоры с китайским правительством и о возможности эксплуатации правого берега. Разрешение (в виде "порубочных свидетельств" на один год) было получено в 1903 г. В том же году в местах вырубки лесов, под видом "лесной охраны", начали обосновываться русские кадровые военные. Все это вызвало протесты как корейского правительства, так и других государств, тесно связанных с Кореей.
Последней каплей терпения японской дипломатии (между Россией и Японией по корейскому вопросу) стало подписанное 7 июля 1903 г. между доверенным лицом "Русского лесопромышленного товарищества" бароном Г.Г.Гинцбургом и коммисаром корейского правительства по лесному делу Чо Сон Хёбом - Соглашение об отводе "Русскому лесопромышленному товариществу на Дальнем Востоке" земельного участка в корейском порту Ионампо (Ёнампхо), для постройки лесопильного завода и складов. Но из-за оплошности представителя товарищества капитана Бодиско, все три экземпляря соглашения остались у корейского коммисара Чо Сон Хёба, которые впоследствии оказались с перечёркнутым текстом (т.е. формально недействительными). Посланнику в Сеуле А.И.Павлову пришлось провести трудные переговоры с корейцами по вопросу заключения нового соглашения. Вскоре был составлен окончательный текст исправленного соглашения, который получил одобрение и со стороны императора Коджона. Подписание этого соглашения министр иностранных дел корейского правительства Ли Доч Хэ назначил на 14 августа 1903 г., но из-за яростного противодействия Японии при поддержке Великобритании, данное соглашение так и не было подписано и России пришлось вести свою деятельность в Ионампо (Ёнампхо) уже неофициальным путём.

14. В тот год в Японии начиналось строительство и достраивались (по программе 1893 г.) следующие корабли:
*в Англии заканчивалось строительство 2-ух линейных кораблей - "Фудзи" и "Ясима". Готовились к постройке 4 линейных корабля - "Микаса", "Асахи", "Сикисима" и "Хацусе". Готовились к постройке 4 броненосных крейсера - "Идзумо", "Ивате", "Асама" и "Токива". Готовились к постройке 2 бронепалубных крейсера - "Такасаго" и "Нийтака". Готовились к постройке 12 истребителей - "Икадзучи", "Инадзума", "Оборо", "Акебоно", "Сазанами", "Нидзи", "Муракумо", "Синономе", "Югири", "Качеро", "Сирануи" и "Усугомо". Готовились к постройке 10 миноносцев 2 класса - "№39-43" и "№62-66"
*в С.Ш.А. готовились к постройке 2 бронепалубных крейсера - "Касаги" и "Читосе".
*во Франции готовились к постройке 1 броненосного крейсера - "Адзума". Готовились к постройке 4 миноносца 1 класса - "Хаябуса", "Чидори", "Манадзуру" и "Касасаги". Готовились к постройке 2 миноносца 2 класса - "№29" и "№30"
*в Германии готовились к постройке 1 броненосного крейсера - "Якумо". Готовились к постройке 1 миноносца 1 класса - "Сиратака". Готовились к постройке 16 миноносцев 2 класса - "№31-38", "№44-49", "№60" и "№61".
*в Японии заканчивалось строительство 2-ух бронепалубных крейсеров - "Сума" и "Акаси". Готовились к постройке 2 бронепалубных крейсера - "Цусима" и "Отова". Заканчивалось строительство 1 авизо - "Миако". Готовились к постройке 1 авизо - "Чихайя". Готовились к постройке 7 истребителей - "Харусаме", "Хаятори", "Мурасаме", "Асагири", "Ариаке", "Араре", "Фубуки". Готовились к строительству 11 миноносцев 1 класса - "Хато", "Аотака", "Кари", "Цубаме", "Хибари", "Кидзи", "Отори", "Камоне", "Хаситака", "Саги" и "Удзура". Готовились к постройке 9 миноносцев 2 класса - "№67-75". Готовились к постройке 10 миноносцев 3 класса - "№50-59".
Итого по программам 1893 и 1896 г.г. (к 1905 г.) Японский флот должен был пополниться: 6 линейными кораблями, 6 броненосными крейсерами, 8 бронепалубными крейсерами, 2 авизо, 19 истребителями, 16 миноносцами 1 класса, 37 миноносцами 2 класса, 10 миноносцами 3 класса.
Одновременно начиналось производство работ по укреплению портов - Сасебо, Майдзуру, Токио, Курэ, Хакодате и Такесики (на о. Цусима).

15. Под предлогом мести за гибель двух немецких католических священников-миссионеров, убитых разбушевавшейся толпой. Летом 1897 г., когда император Германии Вильгельм гостил в Петергофе, он спросил согласия России располагавшей правом стоянки своих кораблей в этой бухте, на занятие гавани Киао-Чао, нужной для стоянки немецких судов и получил таковое.

16. 23 января 1898 г. по приказу из Петербурга, контр-адмирал Ф.В.Дубасов вышел в Порт-Артур с крейсерами "Память Азова" и "Рюрик", имея задачу осмотреть Порт-Артур на предмет военно-морской базы и дать своё заключение. В начале февраля 1898 г. в Порт-Артур вошли крейсера: флагманский "Рюрик" и "Память Азова". 2 марта 1898 г. Ф.В.Дубасов сообщил своё отрицательное мнение о практических неудобствах и стратегической непригодности этой базы.

17. Давнее использование японских портов как ремонтных баз и стоянок русского флота с 1895 г. стало крайне рискованным, ибо могло быть в любой момент открыто пресечено Японией. Имея же на весь морской театр лишь один (и то замерзающий) Владивостокский док, обеспечить боеготовность Тихоокеанской эскадры не представлялось возможным. Поэтому рассмотрев множество предложений от русских посланников на Дальнем Востоке, а также адмиралов и морских офицеров, заходивших в порты Кореи и Китая, правительство России приняло решение захватить Порт-Артур и сделать его основной базой Русского флота на Дальнем Востоке. В отличии от Владивостока - Порт-Артур был незамерзающим портом.

18. Китайская императрица-регентша Цы Си вместе с малолетним императором переехала из Пекина в обыкновенное дачное местопребывание, недалеко от города, куда постоянно ездили с докладом министры, и под влиянием английских и японских дипломатов ни на какие уступки не соглашалась. При таком положении дела, видя, что Его Величество не уступит и если Россия не заключит договорных условий относительно передачи Квантунской области, то произойдет высадка русских войск и в случае сопротивления - кровопролитие, тогда в дело вмешался С.Ю.Витте, а именно: телеграфировал агенту министерства финансов Д.Д.Покотилову (который впоследствии был посланником в Пекине), что он просит его повидаться с Ли Хун Чжаном и с другим сановником Чан Ин Хуаном и посоветовать им от его имени оказать влияние на то, чтобы соглашение, предложенное Россией, было принято, причем он пообещал как первому, так и второму сановнику значительные подарки, а именно - первому 500000 руб., а второму - 250000 руб. Эти два сановника, видя, что передача Квантунской области во всяком случае является неизбежной, так как они узнали, что Российские корабли стоят нагруженные войсками и в полном боевом порядке, решили поехать к императрице и уговорить её разрешить подписать предложение России. После долгих уговоров императрица наконец уступила.

19. Министр Иностранных дел России граф Н.М.Муравьев дал указание Российскому посланнику в Китае А.И.Павлову, чтобы он успокоил китайское правительство, и заявил, что: "Русская эскадра пришла в Порт-Артур для того, чтобы помочь Китаю избавиться от немцев, и что Русские пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - то и Русские уйдут". Поэтому Китай отнёсся к Российскому приходу весьма радостно и первые недели верил Российскому сообщению. Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что Россия действует по соглашению с Германией, и поэтому начало к Русским относиться крайне недоверчиво.

20. С того момента когда, Ли Хун Чжан подписал это соглашение, он уронил свой престиж в Китае и с того момента его авторитет начал падать, так, что он покинул высший между всеми сановниками пост, который до того времени занимал в Китае, и принял генерал-губернаторство на юге Китая. Другого сановника, подписавшего то же соглашение, Чан Ин Хуана, во время боксерского восстания по неизвестным причинам, правительство сослало в глубь Китая в какую-то тюрьму, там он был зарезан или удушен. Бывший в то время Китайским послом в Петербурге и Берлине Сюн Кинг Шен, весьма почтенный и добросовестный китаец, когда вернулся в Пекин, то был там публично казнен.

21. Для того, чтобы из Владивостока морем попасть в Порт-Артур, требуется обогнуть Корейский полуостров, южная оконечность которого находится как раз на половине пути. Поэтому уже в следующем 1899 г. поверенный в делах А.И.Павлов (1899-1902 г.г.; с 1902 по 1904 г.г. - "посланник и полномочный министр при корейском дворе") начал переговоры с корейским министром иностранных дел Пак Че Суном об аренде части порта Мозампо (Масан) и о неотчуждаемости о-ва Коджедо (Каргодо), с тем чтобы создать в Мозампо (Масан) угольный склад и промежуточную заправочную станцию. Соглашения об уступке участка земли в Мозампо и о неотчуждаемости о-ва Коджедо (Каргодо), были подписаны 17 марта 1900 г. В нём права России определялись как "распоряжение на правах концессии". Действительно, в арендованной части Мозампо (Масан) был организован угольный склад, гостиница, консульство, был даже отправлен военный караул. Но уже с 1901 г. Япония и её союзница Великобритания стали выступать с протестами против военного усиления России на юге Корейского полуострова, в результате чего с начала 1902 г. российское присутствие в Мозампо (Масан) начинает сворачиваться и к 1903 г. Россия, несмотря на договор, фактически отказывается от использования этого порта.
Начиная ещё с 1897 г. Россия приступила к планомерному приобретению земельных участков в открытых портах Кореи для устройства концессий, торговых сооружений и создания морских станций. Вначале в планы России входило основательное закрепление своей деятельности в выбранных пунктах, что являлось своего рода "пристрелкой" дальнейшего расширения и создания будущей "морской базы" в незамерзающем порту Кореи. Объектами интереса соответственно избирались стратегически важные и удобные пункты: Пусан (Фузан), Чиннампхо, Мокхпо и т.д., но после "аренды" Порт-Артура, линия создания "морской базы" в Корее отпала сама собой. Поэтому дальнейшие усилия к покупке и аренде множества земельных участков в Корейских портах, имели своей целью не дать японцам (и другим странам) создать в какой-либо точке преимущественный территориальный перевес в свою сторону и тем самым лишить права присутствия в определённых местностях Российского влияния. Российское правительство в период с 1897 по 1903 г.г. скупило множество участков на Корейском побережье, но однако эти участки так и остались неиспользованными и невостребованными вплоть до русско-японской войны. В результате право Российского правительства выразилось, как писал впоследствии один из русских агентов, лишь в уплате ренты.

22. Под влиянием корейской общественности с одной стороны и благодаря достаточному обеспечению безопасности с помощью России с другой, 8 февраля 1897 г. ван Коджон покинул Российскую дипломатическую миссию и окончательно переселился во дворец Кённёнгун (современное название - "Токсугун"). 30 сентября 1897 г. впервые за всю историю Кореи ван Коджон принял титул Императора ("Хванчже"). Старое название страны "Чосон" ("Утренняя Свежесть"), утвержденное Императором Китая, в вассальной зависимости к которому Корея находилась в течение большей части своей истории, было заменено на "Тэхан" ("Великое Хан"). При этом к названию государства добавлялось слово "Империя" ("Чегук"). Таким образом, корейский монарх демонстрировал всему миру, что отныне Корея является страной независимой, равной в правах со всеми государствами мира. В феврале 1898 г. корейское "Общество независимости" ("Тоннип хёпхве") при содействии работников английской и американской дипломатических миссий организовало митинг, на котором была зачитана петиция императору Коджону, осуждавшая "иностранное", то есть Российское "вмешательство" в дела Кореи. Очевидно, в это время Россия не имела целей добиться преобладающего влияния в Корее, уже не говоря о планах "захвата" корейской территории, поскольку в ответ на указанные проявления недовольства русским влиянием, Российский поверенный в делах Кореи А.Н.Шпейер (1897-1898 г.г.) 23 февраля 1898 г. отправил на имя корейского императора запрос о целесообразности дальнейшей помощи и присутствия русских военных инструкторов и финансового советника. Получив отрицательный ответ (при соответствующем давлении Японии на императора Коджона), А.Н.Шпейер, 5 марта 1898 г. немедленно отозвал всех военных и финансовых советников в Россию.

23. Граница проходила по линии идущей вдоль северного берега залива Пуландянь до местности Тайпинлин у Корейского залива.

24. Летом 1895 г. стало ясно, что надо снова, притом самым серьёзным образом менять планы судостроения. На Тихом океане - Япония приняв программу усиления флота - к 1905 г. должна была значительно превосходить силу и мощь Российского флота на Дальнем Востоке. Германия заложив 5 эскадренных броненосцев - сразу завоёвывала преимущество на Балтике. Руководство России убедилось в том, что у него нет тех финансовых средств, которые позволяли-бы создать мощный флот на Балтике и Тихом океане одновременно. Поэтому было принято решение - на Балтике развить систему береговых батарей и хорошо организованные флотилии малых судов, для недопущения высадки десанта со стороны Германии и Швеции, если вдруг возникнет военное противостояние между Россией и этими двумя государствами. Тогда, отказавшись от непосильных расходов, удасться обеспечить надёжную оборону российского побережья Балтийского моря и в то же время создать мощный флот на Дальнем востоке. Исходя из этой цели, дальнейшая закладка (в марте 1896 г.) кораблей для Б.Ф. по программе 1895 г., была приостановлена. По новой программе 1898 г. (объединённой с программой 1895 г.) предпологалось (к 1905 г.) в общей сложности построить:
*для Б.Ф. - 12 эскадренных броненосцев, 20 крейсеров, 59 миноносцев и 10 транспортов, большая часть этих кораблей предназначалась для Дальнего Востока.
*для Ч.Ф. - 1 эскадренный броненосец, 2 крейсера и 16 миноносцев.
*для Дальнего Востока - 1 канонерскую лодку и 16 миноносцев.
Ввиду занятости отечественных верфей, значительную часть этих кораблей пришлось строить за границей.

25. В связи с нападениями "боксёров" и банд хунхузов на станции, охрану и порчей линии К.В.Ж.Д. Восставшие почти полностью разрушили железнодорожное полотно (из 1400 км осталось только 430 км), срубили телеграфные столбы, сожгли почти все станционные постройки. Общая сумма убытков составила 71 млн. руб. (Позже эта сумма была возмещена Пекинским правительством.).

26. К сентябрю 1900 г. численность русских войск в Маньчжурии составила около 100000 человек.
27После подавления "боксерского" восстания в 1901 г. вместо Охранной стражи был сформирован Особый Заамурский военный округ из войск специального корпуса Пограничной стражи, получивший название Заамурский округ Пограничной стражи. Штат округа состоял из 500 офицеров и 25000 солдат всех родов войск (пехота, конница, артиллерия). В административном отношении округ делился на 4 бригады, несшие службу по охране станций и линии К.В.Ж.Д.. Ротам и конным сотням Заамурского округа “вменялось в обязанность освещать местность на 25 верст в стороны (зона непосредственной охраны) и вести разведку на 75 верст в стороны (сфера влияния).

28. За исключением Франции. Диполоматии других держав обосновали свой отказ тем, что вокруг Пекина и на территории Китая осталось ещё большое количество продолжающих сражаться "боксёров". И вывод войск из Пекина будет слишком преждевременным.

29. Только Франция, связанная с Россией военным союзом от 23 декабря 1893 г., заняла в этом вопросе благожелательную для России позицию. Между Францией и Россией было достигнуто соглашение, по которому Франция обязывалась поддерживать русскую политику в Маньчжурии, а Россия - французские интересы на юге Китая. Германия приняла предложение Японии и Англии выступить с протестом в отношении "Местного соглашения" и сепаратных Русско-Китайских переговоров с некоторыми оговорками, указав в Пекине, что она считает "нецелесообразным заключение Китаем сепаратных соглашений до того, как будет заключено общее соглашение со всеми государствами". Здесь имелось ввиду то соглашение, которое получило наименование "Заключительного протокола" от 25 августа 1901 г.. Германская дипломатия в дальнейшем отказывалась от совместных с Англией и Японией выступлений против России в Пекине или Санкт-Петербурге.

30. Так как в первом абзаце этого соглашения говориться о Китае и Корее (status quo, мир, неприкосновенность территории), а в последнем о согласованности политики обеих держав в случае "враждебных действий других держав, либо повторения беспорядков в Китае", Японская дипломатия обратилась со специальным запросом к Франции за разьяснениями этих пунктов. Спустя несколько дней после опубликования этого соглашения министр иностранных дел Франции Т.Делькассэ оспаривал в парламенте, что он имел в виду распостранение франко-русского союза на Восточную Азию и поэтому почти вплоть до начала войны 1904 г., Япония и другие страны терялись в догадках: выступит Франция на стороне России в случае войны на Дальнем Востоке или нет?

31. Замысел Главного морского штаба выглядел грандиозно:
*для Б.Ф. - 35 броненосцев, 54 крейсера, 12 канонерских лодок, 509 миноносцев, 104 подводные лодки, 4 заградителя.
*для Ч.Ф. - 18 броненосцев, 14 крейсеров, 4 канонерских лодки, 58 миноносцев, 2 заградителя, 3 транспорта.
Тем временем стапели ряда заводов стали освобождаться от спускаемых на воду кораблей. Чтобы не допустить их простоя, Морское министерство запросило у правительства средства на постройку новых кораблей (в счёт будущих ассигнований новой кораблестроительной программы). Благодаря выделенным средствам удалось начать постройку:
*для Б.Ф. - 2-ух броненосцев ("Андрей Первозванный", "Император Павел 1"), 1 канонерской лодки ("Хивинец") и 3-ёх контрминоносцев ("Грозный", "Громкий", "Громящий").
*для Ч.Ф. - 2-ух броненосцев ("Евстафий", "Иоанн Златоуст") и 3-ёх контрминоносцев ("Задорный", "Звонкий", "Зоркий"). Кроме того были выделены особые ассигнования на постройку для Дальнего Востока - 14-ти канонерских лодок (4 мореходных и 10 речных).

32. Программа была разработана Морским министерством ещё в июне 1902 г., и была по всей видимости связана с Англо-Японским союзом и конечно, с угрозой Японии со стороны России (возможность появления на Дальнем Востоке Ч.Ф., Франко-Русский военный союз и т.п.). Проект программы не известен, о её масштабах можно судить только лишь по материалам печати того времени: (увеличение тоннажа - от 100 до 200 тыс., срок осуществления - от 3 до 10 лет). Программу хоть и не приняли, но правительство выделило кредит Морскому министерству на 15 млн. иен, (на 1904-1915 г.г.) в счёт будущей программы. В первую очередь предполагалось начать постройку 2-ух броненосцев (будущие "Касима" и "Катори").

33. На заседании Х.Ито вновь выступил против предложений Т.Кацура и Ю.Комура, поддержанных всеми другими участниками совещания; предложения сводились к тому, чтобы "принудить Россию пойти на переговоры и окончательно раскрыть свои карты". Х.Ито попрежнему настаивал на разумных уступках России, с тем чтобы добиться соглашения с ней. Т.Кацура, 18 мая 1903 г., подал в отставку, заявляя, что, пока Х.Ито объединяет функции лидера партии "Сэйюкай" и совета старейшин "Гэнро", он обладает слишком большими возможностями противодействовать кабинету и что в этих условиях он, Т.Кацура, не может успешно проводить свою программу. Х.Ито, 30 июня 1903 г., был назначен председателем Тайного совета, в состав которого были введены ещё два члена "Гэнро": А.Ямагата и М.Мацуката. Назначение на этот государственный пост лишало Х.Ито возможности оставаться лидером партии "Сэйюкай". Только после этого Т.Кацура начал последние переговоры с Россией.

34. Вербальная нота с предложением "войти в рассмотрение положения дел на Дальнем Востоке, где встречаются их, России и Японии, интересы" была передана японским посланником в Санкт-Петербурге С.Курино министру иностранных дел России В.Н.Ламздорфу 7 июля 1903 г. Переговоры начались в Токио 28 августа 1903 г., при посредничестве наместника на Дальнем Востоке адмирала Е.И.Алексеева и Российского посла в Токио барона Р.Р.Розена. Японская сторона вела переговоры в тесном контакте и после консультаций с Англией.

35. К России недоверчиво, почти враждебно относился Китай, явно враждебно - Япония, недоверчиво - все прочие державы. Положение на месте в Маньчжурии тоже являлось неопределённым. Несмотря на усиление охраны К.В.Ж.Д., спокойствия на дороге не было; поезда ходили под конвоем, случаи нападения хунхузов были не редки, доверия к местному населению и правительственным войскам не было никакого. Всё это указывало на то, что если ограничиваться охраной только тонкой линии железной дороги, то при первом волнении, К.В.Ж.Д. может быть снова разрушена во многих местах. Особенно тревожным представлялось положение России, если бы она, атакованная на Западе, вынуждена была вести одновременно войну на Востоке. В этом случае не было сомнений, что при очищении Маньчжурии от российских войск, легко будет вызвать повторение китайских беспорядков 1900 г., причём Россия снова потеряет связь с Приамурским краем и ей вторично придётся завоёвывать Маньчжурию. Также окажется отрезанным от метрополии и весь Квантунский п-ов с Порт-Артуром.

36. Официальной задержкой эвакуации - как заявил за месяц до окончания срока эвакуации действительный статский советник П.М.Лессар (Российский посланник в Пекине) китайскому премьер-министру принцу Чингу было то: "что казармы для железнодорожной охраны ещё не были подготовлены".

37. К концу 1903 г. Россия сумела сосредоточить на огромном пространстве от Квантунского п-ова до северной окраины Приморского округа - 98000 человек при 272 орудиях (не считая Порт-Артурского гарнизона), кроме охранной стражи К.В.Ж.Д., которая насчитывала 24000 человек при 48 орудиях.

38. Начались спешные перевозки боеприпасов в военно-морские порты, прекратились занятия в морской академии, артиллерийской и минных школах, был объявлен призыв резервистов в армию, отменены все пароходные рейсы в Австралию и Америку, в экстренном порядке стали мобилизовываться гражданские суда для перевозки войск, началась подготовка к отправке в Корею трёх пехотных бригад.

39. Российский посланник в Токио барон Р.Р.Розен (бывший секретарём посольства в Токио в 1875-1883 г.г.), сменил на этом посту в начале 1903 г. А.П.Извольского, который был посланником в Токио с 1900 по 1903 г.г.

40. Хотя Япония уже начала подготовку почвы для будущего объявления войны, но данное совещание действительно было незапланировано на этот день и только неожиданный выход Российской эскадры из Порт-Артура, принудил Японское правительство в чрезвычайном порядке собраться и принять необходимое решение. Можно с определённой долей уверенности полагать, что Япония не начала-бы военных действий до тех пор, пока купленные крейсера "Ниссин" и "Касуга" не оказались-бы в определённой мере безопасности, по пути в Японию.
Все присутствующие на собрании прекрасно понимали, что Япония будет не в состоянии вести долгую и обширную войну против России, но всё равно пришли к единодушному мнению о том, что дальнейшее промедление в объявлении войны, нанесёт Японии только вред. Но даже принимая решение о начале военных действий, властители в Японии: "думали о том, как закончить войну ещё до того, как её начать".
К этому времени ситуация сложившаяся в Японии (благодаря давлению прессы, агитации правительственных партий и постоянной "накачке" населения "антирусской пропагандой"), поставила самих-же японских правителей в тупиковое положение: "либо Япония должна немедленно объявить войну России, либо японский народ сам объявит войну своему правительству", никакие уступки со стороны России уже не играли никакой роли в мирном разрешении переговоров - японцы жаждали войны и отмщения за отнятый Порт-Артур, за унижение при ратификации Симоносекского договора, за наглость России по оккупации Маньчжурии и т.д. и т.п.. Энтузиазм и патриотический подъём населения был настолько высок, что некоторые наблюдатели даже назвали Русско-Японскую войну - "народной войной".

История действий на море в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г. | Страница 1 | Страница 2




Скажи спасибо создателям сайта, по кликай по рекламным баннерам Google!
Реклама Google - 100% отвечает на поставленый вопрос
Видите интересующий вопрос, нажмите и получите ответ
         

Обмен ссылками - Удобный (мгновенный) обмен ссылками
Чем раньше зарегистрируетесь, тем выше будет стоять ссылка на ваш сайт ...
CATALOG.METKA.RU
KMindex
Hosted by uCoz