Т90С ..::: Владимир :::..
Тактико-технические
данные:
-
Боевая масса 46,5 т
- Экипаж 3 чел
- Длина с пушкой вперед ,9530 мм
-
Длина корпуса 6860 мм
- Ширина 3780 мм
- Высота по крыше башни 2230 мм
-
Клиренс 490 мм
- Забронированный объем 11,04 м3
- Максимальная скорость
по шоссе 60 км/ч
- Запас хода по шоссе 700 км
Преодолеваемые препятствия
-
максимальный угол подъема 30 град.
- максимальный угол крена 25 град.
-
ширина преодолеваемого рва 2,8 м
- высота вертикальной стенки 1,0 м
- Глубина
брода (без подготовки) 1,2 м
- Среднее удельное давление на грунт 0,938 кгс/см
Описание
В
начале 1980-х годов на "Уралвагонзаводе" развернулись работы по модернизации
основного танка Советской Армии - Т-72. Эти простые надежные
и мощные машины составили основу броневой мощи отечественных вооруженных сил.
К началу 2000 года танковый парк Сухопутных войск РФ насчитывал 3500 танков Т-80
всех модификаций, около 4000 Т-64 и более 9000 Т-72.
"Семьдесятдвойки", которые, безо всякого преувеличения, стали целой
эпохой в мировом танкостроении и самыми массовыми последней четверти XX века:
всего было выпущено около 30000 танков различных модификаций, получили широкое
распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, поставлялись армиям
стран Варшавского договора, Сирии, Ираку, Индии, Алжиру, Ливии, Кувейту, Югославии
и Финляндии. В ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии. Т-72
успешно прошли испытания в условиях крупномасштабных боевых действий в Ливане
летом 1982 года, где, управляемые сирийскими экипажами, доказали свое превосходство
над бронетанковой техникой американского и израильского производства. Не менее
успешно они использовались и в боевых действиях в Ираке в 1991 года. Т-72С из
состава дивизии республиканской гвардии Ирака "Тавалкана" в ходе ожесточенного
боя в феврале 1991 года на подступах к городу Басра, продолжавшегося двое суток
в условиях плохой видимости, фактически нанесли поражение американским бронетанковым
частям, остановив наступление войск антииракской коалиции и заставив ее отказаться
от планов похода на Багдад. Тогда американцы оставили на поле боя 72 подбитых
"Абрамса". Однако в 1980-х годах "семьдесятдвойка" стала постепенно
отставать от зарубежных и отечественных аналогов, в частности - омского Т-80У
и харьковского Т-80УД. Чтобы сохранить Т-72 на уровне современных требований,
было необходимо в первую очередь оснастить его более совершенными СУО. Для сокращения
времени, снижения стоимости работ и обеспечения унификации вооружения было решено
установить на модернизированной машине ("Объект 188") комплекс 1А45
"Иртыш", заимствованный у новейшего танка Т-80У, поступившего в серийное
производство в 1985 году. Комплекс пришлось доработать под автомат заряжения,
сохранившийся на "Объекте 188" от танка Т-72Б (принятого на вооружение
в 1985 году). Государственные испытания "Объекта
188" были начаты в 1989 году. Первоначально предполагалось, что после
принятия на вооружение новая машина получит обозначение Т-72БУ, однако уже весной
1991 года, еще до распада Советского Союза, танк получил индекс Т-90. Это должно
было подчеркнуть качественные отличия новой машины от своих предшественников -
танков семейства Т-72. На рубеже 1980-1990-х отечественная "оборонка"
переживала далеко не лучшие времена. Тем не менее испытания Т-90 отличались высоким
напряжением и интенсивностью. Танк продемонстрировал уникальную надежность, пройдя
14000 км без сколько-нибудь серьезных поломок и отказов. Он показал среднюю эксплуатационную
скорость, равную 28 км/ч, что значительно превосходило соответствующий показатель
других отечественных и зарубежных машин аналогичного класса. Серийное производство
Т-90 было развернуто на "Уралвагонзаводе" осенью 1992 года. Однако постоянно
сокращающийся оборонный заказ не позволил переоснастить российскую армию новой
бронетанковой техникой в ощутимых масштабах. По сообщению средств массовой информации,
к 2000 году промышленность поставила сухопутным войскам, в общей сложности менее
200 Т-90. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован один из полков
21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии СИБВО,
а также подразделение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии (дислоцированной
в Бурятии). В последние годы МО РФ, не располагающее средствами на перевооружение
армии новыми образцами боевой техники, взяло курс на модернизацию уже имеющихся
арсеналов вооружения. В этих условиях технические решения, отработанные при создании
Т-90, безусловно, будут задействованы и при модернизации парка танков Т-72. Можно
предположить, что в начале 2000-х годов значительное число "семьдесятдвоек"
будет "подтянуто" до уровня Т-90. В то же время ориентация российского
оборонного комплекса на экспорт отразилась и на судьбе Т-90. Машина, сочетающая
наиболее современные технологии танкостроения с проверенными временем и боями
конструкционными решениями Т-72, не могла не быть востребованной мировым рынком
вооружения. Этому способствовало и некоторое замедление прогресса в области развития
бронетанковой техники, наметившееся в 1990-е годы: появление танков нового поколения,
ожидавшееся в развитых странах на рубеже XXI века, так и не состоялось. Такие
государства, как США, Великобритания и Франция, ограничились производством и экспортом
модернизированных боевых машин, созданных еще в 1980-х годах. А на фоне М1А2
или "Леклерка" Т-90 выглядит вполне современным
танком, ни в чем не уступающим западным аналогам. Первой заинтересовалась новым
российским танком Индия. С 1980-х годов в этой стране были развернуты работы по
созданию собственного основного боевого танка нового поколения -"Арджун".
Однако по ряду технических причин в 1998 году производство первой серийной партии
этих машин (120 танков) было приостановлено и вряд ли возобновится до 2002 года.
В то же время вопрос совершенствования бронетанкового парка индийской армии приобрел
еще большую актуальность после того, как во второй половине 1990-х годов главный
геополитический противник Индии - Пакистан - начал закупки на Украине 300 танков
Т-84 (экспортный вариант Т-80УД Харьковского завода).
Индия, располагающая 1700 танками Т-72 и Т-72М1 (ими оснащено в общей сложности
37 бронетанковых полков), остановила свой выбор на Т-90С - глубокой модернизации
"семьдесятдвойки" (впрочем, в качестве альтернативного варианта рассматривалась
и возможность доработки 800 танков Т-72). Для испытаний в Индию было направлено
несколько танков, отличавшихся от машин, выпускающихся для Российской Армии новыми,
более мощными дизелями В-92С2. Индийские танки получили оснащение гусеничными
лентами, позволяющими устанавливать новые асфальтоходные башмаки, более современный
тепловизионный комплекс управления огнем, а также комплекс радиоэлектронного подавления
"Штора-1". Сегодня танк Т-90С рассматривается как перспективная боевая
машина индийской армии. Осенью 2000 года достигнуто соглашение о продаже Индии
лицензии на серийное производство 300 этих машин. Предполагается, что Т-90С заменят
около 300 устаревших танков Т-55 советского производства,
а также сохранившиеся на вооружении танки "Виджаянта", разработанные
и строившиеся в Индии (выпущено 1200 этих машин, большинство из которых в настоящее
время находится на консервации). Т-90С - результат тщательного изучения и осмысления
тактики и стратегии использования танков в реальных условиях современного боя,
с учетом многолетнего опыта эксплуатации танков Т-72 в различных странах мира.
Реализация в Т-90С ряда конструкционных разработок и мероприятий с применением
перспективных технологий придала танку новые боевые и эксплуатационные качества.
По сравнению с предшественником - Т-72С - боевые и эксплуатационные
характеристики новой машины возросли в 1,5 раза. Характерными особенностями машины
являются предельно высокая техническая надежность всех узлов и агрегатов, а также
всего танка в целом; высокая подвижность и маневренность; максимальная преемственность
с танками семейства Т-72, что позволяет значительно упростить и удешевить подготовку
экипажей. Танк сохранил классическую компоновку "семьдесятдвойки". Основное
вооружение, а также рабочие места командира и наводчика расположены во вращающейся
башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, механик-водитель
- в отделении управления в передней части танка. По габаритам и массе Т-90С практически
не отличается от танков типа Т-72 и Т-80. Корпус танка - сварной. Днище выполнено
штампованным. Верхняя лобовая панель имеет многослойную конструкцию со встроенной
динамической защитой. Танк получил комплекс динамической защиты третьего поколения,
обеспечивающий стойкость при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами
М829А2 и DM43A1, входящими в боекомплект танков М1 "Абрамс"
и "Леопард-2". Помимо увеличенной стойкости
при обстреле моноблочными кумулятивными боевыми частями комплект обладает противотандемными
свойствами, защищая Т-90С от новейших ПТУР типа TOW-2A и HOT-2. Обеспечивается
и защита танка от кумулятивных боеприпасов, атакующих танк сверху (например, авиационных
и артиллерийских противотанковых суббоеприпасов). Элементы динамической защиты
установлены также на бортовых резинотканевых экранах (по три, а в дальнейшем -
по четыре блока с каждого борта). Башня танка Т-90С, конструкционно являющаяся
развитием башни Т-72Б, выполнена литой. Ее лобовая часть имеет комбинированную
броневую защиту. В кормовой части расположен небольшой круглый люк для выброса
поддонов. В передней части башни смонтировано семь блоков и один контейнер ДЗ.
Еще 20 блоков ДЗ размещены на крыше башни. Место механика-водителя имеет усиленную
(по сравнению с Т-72Б) защиту. Оно прикрыто надбоем из водородсодержащего полимера
с добавлением бора, лития и свинца. Т-90С оснащен 125-миллиметровым гладкоствольным
орудием - пусковой установкой 2А46М-2 (51 калибр). Максимальная прицельная дальность
бронебойными подкалиберными и кумулятивными снарядами составляет 400 м, осколочно-фугасными
снарядами - до 1000 м. Максимальная дальность прямого выстрела по цели высотой
2 м - 2120 м. Карусельный автомат заряжения пушки (аналогичный используемому на
Т-72Б) обеспечивает практическую скорострельность 8 выстр./мин (при ручном заряжении
- 2 выстр./мин). Суммарный боекомплект машины составляет 43 выстрела. Он включает
бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном 3БМ42 (начальная скорость
1715 м/с, бронебойные кумулятивные снаряды 3БК29М (начальная скорость 905 м/с),
осколочно-фугасные снаряды с электронным дистанционным взрывателем (начальная
скорость 850 м/с, использующиеся совместно с системой дистанционного подрыва "Айнет",
значительно повышающей эффективность борьбы с незащищенными целями, в первую очередь
- легкими противотанковыми средствами противника), а также ПТУР 9М119. ПТУР, имеющая
систему наведения по лазерному лучу и обладающая трансзвуковой скоростью (340
м/с), обеспечивает поражение неподвижных и подвижных целей (в том числе и низколетящих
вертолетов) на дальности 100..5000 м при скорости движения танка до 30 км/ч. Следует
отметить, что танк Т-72Б может вести стрельбу ракетами лишь с места или с коротких
остановок. По сравнению с вооружением танков типа Т-72 на Т-90С обеспечена возможность
быстрой смены ствола без демонтажа всей пушки. Симметричное расположение тормозов
отката орудия позволило несколько увеличить точность стрельбы. Пушка оснащена
устройством встроенного контроля выверки. Комплекс управления огнем 1А45Т ╚Иртыш╩
включает СУО 1А42 и систему управления ракетным вооружением 9К119 "Рефлекс".
СУО обеспечивает автоматический ввод поправок в параметры стрельбы. При этом учитываются
скорость танка, дальность до цели и ее угловая скорость, температура воздуха,
атмосферное давление, скорость и направление ветра (для чего используется емкостный
датчик ДВЕ-БС), температура заряда, угол наклона цапф орудия, а также степень
износа канала ствола. СУО включает дневной прицел-дальномер 1Г46, поле зрения
которого стабилизировано в двух плоскостях, цифровой баллистический вычислитель
1В528-1, а также двухплоскостной стабилизатор орудия 2Э4204 "Жасмин".
В башне танка установлен ночной активно-пассивный прицел наводчика ТПН-4-49 "Буран-ПА"
(вместо которого может монтироваться тепловизионный прицел Т01-ПО2Т "Агава-2"),
а также прицельно-наблюдательный комплекс командира танка ПНК-4С с прицелом круглосуточного
действия "Агат-С". Замена активно-пассивного прицела на тепловизор позволяет
увеличить дальность обнаружения целей на поле боя с 1500 м до 2500 м (что приближается
к лучшим зарубежным стандартам). Однако высокая стоимость отечественного тепловизионного
оборудования и недостаточная мощность производственной базы не позволяют укомплектовать
прицелами Т01-ПО2Т все танки. Вспомогательное вооружение Т-90С, предназначенное
для борьбы с открытыми и легкобронированными целями, включает пулемет НСВТ-12,7
"Утес" (12,7 мм, боекомплект - 300 патронов), размещенный в закрытой
установке, позволяющей командиру вести огонь, наводя оружие посредством приводов
дистанционного управления, не открывая люка танка. Пулемет обеспечивает поражение
воздушных и наземных целей (в последнем случае он может работать в стабилизированном
режиме). Имеется традиционный для отечественных танков спаренный с пушкой 7,62-мм
пулемет ПКТ (боекомплект - 2000 патронов). Внутри танка в специальной укладке
размещены автомат АКМС-74, сигнальный пистолет и десять ручных гранат типа Ф-1.
Танк имеет развитый комплекс обеспечения боевой живучести, включающий броню, систему
встроенной ДЗ, быстродействующую систему автоматического пожаротушения 3ЭЦ13 "Иней",
новейший комплекс ПАЗ и другое оборудование. Боевая живучесть машины значительно
возрастает и за счет оснащения ее комплексом оптико-электронного подавления ТШУ-1-7
"Штора", который защищает машину от противотанковых ракет с командными
полуавтоматическими системами наведения (TOW, HOT, "Милан", "Дракон")
или ПТУР с лазерным полуактивным самонаведением AGM-65 "Мейврик", "Хеллфайр"
и т.п.). В состав комплекса вошла станция СОЭП ОТШУ-1 и система постановки аэрозольной
завесы (СПЗ). СОЭП является источником модулированного ИК-излучения с параметрами,
близкими к параметрам тепловых трассеров ПТРК типа TOW, HOT, "Милан",
"Дракон" и т.п. Воздействуя на ИК-приемник полуавтоматической системы
наведения ПТРК, она срывает наведение ракет. СОЭП обеспечивает постановку помех
в виде модулированного ИК-излучения в секторе ╠20 градусов. От оси канала ствола
по горизонту и на 4,5 градусов - по вертикали. Кроме того, ОТШУ-1, два модуля
которой размещены в передней части башни танка, обеспечивает ИК подсветку в темное
время суток, ведение прицельной стрельбы при помощи приборов ночного видения,
а также может использоваться для ослепления любых (в том числе и малогабаритных)
объектов. СПЗ, предназначенная для срыва атаки таких ракет, как "Мейврик",
"Хеллфайр" и артиллерийского корректируемого 155-мм снаряда "Копперхед",
реагирует на лазерное излучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5/+25 -
в вертикальной плоскости. В ее состав входят два оптических блока приема лазерного
излучения точного целеуказания ТШУ-1-11, два сдвоенных оптических блока грубого
целеуказания ТШУ-1-1 и аэрозольные гранаты 3Д17, выстреливаемые из стандартных
81-мм пусковых установок системы дистанционной постановки дымовой завесы "Туча"
(12 мортирок укреплены по бортам корпуса с углом наклона 12 градусов к горизонту).
Оптические блоки смонтированы на башне таким образом, чтобы обеспечить прием лазерного
излучения в секторе 360 градусов. Полученный сигнал с большой скоростью обрабатывается
блоком управления, при этом определяется направление на источник облучения. Система
автоматически определяет оптимальную пусковую установку, вырабатывает электрический
сигнал, пропорциональный углу, на который следует довернуть башню танка с гранатометами,
и выдает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении
55-70 м через три секунды после отстрела. СОЭП действует только в автоматическом
режиме, а СПЗ - в автоматическом, полуавтоматическом и в ручном режимах. Реализован
комплекс мероприятий, снижающих радиолокационную, ИК и оптическую заметность танка.
В частности, машина окрашена по специальной технологии, искажающей ее внешний
вид в видимом и ИК-диапазонах спектра. В настоящее время на серийных танках Т-90С
устанавливаются многотопливные 12-циллиндровые дизели, разработанные Челябинским
СКБ "Трандизель" В-84МС мощностью 840 л.с. В отличие от двигателей,
устанавливавшихся на Т-72, дизели В-84МС имеют пониженную тепловую заметность
(обеспечивающуюся применением сильфонов на коллекторах, позволяющих смешивать
выхлопные газы с воздухом, что улучшает тепловой режим работы коллекторов и существенно
уменьшает ИК-сигнатуру танка). Практически не теряя мощности, двигатели могут
работать как на дизельном топливе, так и на бензине, керосине и других топливах.
К 2000 году на ОАО "Челябинский тракторный завод" был создан и успешно
прошел государственные испытания новый, более мощный (1000 л.с.) танковый дизель
В-92С2, предназначенный для установки как на танках Т-90С, так и на модернизируемых
Т-72. Четырехтактный V-образный 12-циллиндровый дизель с жидкостным охлаждением
и газотурбинным наддувом сохранил габариты (1466х896х902 мм) и массу (1020 кг)
своих предшественников - В-46-6 и В-84МС. При этом у нового двигателя существенно
снизился удельный расход топлива (со 180-182 г/л.с.ч до 156 г/л.с.ч). Запас крутящего
момента возрос с 9-18% до 25-30%. При этом степень унификации с двигателями В-46-6
и В-84МС составила 74,6%, что позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся
ремонтную базу и запчасти. Топливо размещается в баках общей емкостью 1600 л (в
том числе в корпусе, защищенном броней - 705 л). Кроме того, на кронштейнах в
кормовой части корпуса машины могут размещаться две сбрасываемые бочки с топливом
емкостью по 200 или 275 л. На Т-90С практически без изменений сохранилась механическая
планетарная трансмиссия, применяемая на Т-72Б, а также ходовая часть этого танка.
Опорные катки, изготовленные из алюминиевого сплава, на 10 мм шире, чем на Т-72Б,
что несколько улучшило баланс нагрузок на ходовой части машины. Могут использоваться
гусеницы как с резино-металлическим, так и с открытым шарниром. Танк может комплектоваться
колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7. Чтобы исключить поражение механика-водителя
при подрыве на мине (под днищем или гусеницами), его сиденье выполнено подвешенным
к крыше корпуса, а в днище танка сформированы специальные выштамповки, повышающие
жесткость конструкции. Т-90С оснащен встроенным оборудованием самоокапывания,
а также ОПВТ (обеспечивается преодоление водоемов глубиной до 5 м и шириной до
1000 м). Связное оборудование включает УКВ-радиостанцию Р-163-50У и УКВ-приемник
Р-163У. На командирском танке Т-90СК монтируется дополнительная радиостанция Р-163-50К,
навигационная аппаратура ТНА-4-3, а также автономный агрегат питания АБ-1-П28.
Оборудование, установленное на командирском танке, обеспечивает поддержание одновременной
связи по трем каналам (дальность связи в движении - 50-250 км, на стоянке - 250
км), а также непрерывную автоматическую выработку и индикацию координат. Танк
Т-90С имеет потенциал дальнейшего развития. В ближайшее время серийные машины
должны получить новый дизель В-92С2. Можно предположить, что будет внедрен ряд
усовершенствований в СУО (созданную еще в 1980-х годах), а также в комплекс связного
оборудования. Неизбежным является и внедрение приемника спутниковой навигационной
системы ГЛОНАСС, обеспечивающей высокую точность и надежность навигации. В настоящее
время в России ведутся работы по созданию нового оригинального дизельного двигателя
с Х-образной схемой расположения цилиндров, обладающего мощностью 1400 л.с. В
печати сообщалось и о работах по повышению мощности двигателя типа В-92 до 1200
л.с. Внедрение новых двигателей должно значительно повысить скоростные и разгонные
характеристики танка, обеспечив превосходство Т-90 по этим важнейшим параметрам
над лучшими зарубежными аналогами. Предусматривается установка на танки комплекса
ЭМЗ, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв) мин с магнитометрическими
взрывателями. Ведутся работы по повышению эффективности вооружения танка. В частности,
разрабатывается выстрел с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом, имеющим
новую схему ведения. Удлиненный корпус снаряда, выполненный из вольфрамового сплава,
и метательный заряд из высокоэнергетических порохов увеличивают бронепробиваемость
по сравнению со снарядом 3БМ42 на 20%. Новый выстрел 3ВБК25 с кумулятивным снарядом
также обладает повышенной эффективностью действия. Он способен поражать танки
противника, оснащенные сложной композиционной броней и усиленной ДЗ. Введение
в боекомплект танка осколочно-шрапнельных снарядов с электронным дистанционно-контактным
взрывателем позволит повысить эффективность борьбы с малоразмерными танкоопасными
целями, а также боевыми вертолетами. Такой снаряд обладает большей эффективностью
по сравнению с осколочно-фугасным снарядом традиционного типа. К тому же при установке
взрывателя на контактное срабатывание он обладает проникающим действием по различным
типам преград. Помимо совершенствования силовой установки, вооружения и повышения
защищенности, важнейшим направлением совершенствования танка должно стать расширение
возможностей его информационного комплекса. Во ВНИИ "Сигнал" как для
новых, так и модернизируемых машин создан комплекс аппаратуры, обеспечивающий
решение навигационных, информационных и командных задач. В состав комплекса входят
система топопривязки и навигации четвертого поколения "Гамма" и аппаратура
телекодовой передачи данных с высоконадежной системой связи. На базе комплексной
АСУ "Капустник", созданной для артиллерии, разработаны (и прошли испытания
на танках типа Т-72) средства автоматизации управления танковым батальоном, командная
часть которых размещается на командирском танке. Автоматизированная СУО и маневром
танкового подразделения, по оценкам специалистов, позволит повысить суммарную
боевую эффективность танков в 2-4 раза.Т-90С разработан на основе тщательного
изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях
современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа
Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний
в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных разработок и
мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала новые возможности
для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность
и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических
характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С. В этом
заслуга уже третьего поколения конструкторов "Уралвагонзавода" - учеников
В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина - Ю.Н. Нейгебауэра, Н.А. Молоднякова, Ю.В. Тэна,
Г.С. Горсевана, А.Д. Будилова, В.И. Гриба, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И.
Васильева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова и многих других. Для танков Т-90С характерны:
оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях;
исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов; отличная
подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных
условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья; минимальные
затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов. Российский ракетно-пушечный
танк Т-90С, воплотивший в своей конструкции передовые научно-технические решения,
по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения современного
боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду существенных
параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90С разработаны
и поставлены на серийное производство модернизированная инженерная машина разграждения
ИМР-3 и ИМР-3М, создана не имеющая аналогов в мире бронированная машина разминирования
БМР-3М.
Лучшие
Натяжные потолки Электросталь.