Камов KA-50 KA-52 (Kamov KA-50 KA-50)
Тактико-технические данные:
- Тип: одноместный боевой вертолет.
- Силовая установка: два турбовальных двигателя
ТВ3-117ВМА мощностью 2200 л.с. разработки НПП им. В.Я.Климова.
- Летные данные:максимальная скорость в пологом пикировании 350 км/ч; максимальная скорость горизонтального
полета 310 км/ч; крейсерская скорость 255 км/ч; статический потолок 4000 м; динамический
потолок 5500 м; практическая дальность полета 450 км; перегоночная дальность 1100
км.
- Веса: нормальный взлетный 9800 кг; максимальный взлетный 10800 кг; максимальной
боевой нагрузки 2000 кг.
- Размеры: диаметр несущих винтов 14,45 м; длина вертолета
с вращающимися винтами 15,6 м; высота вертолета 4,9 м; размах крыла 7,34 м.
- Вооружение: подвижная пушечная установка с пушкой 2А42 калибра 30 мм на правом
борту фюзеляжа; 12 ПТУР "Вихрь", неуправляемые ракеты калибра 80 и 122
мм, авиабомбы калибра 250 и 500 кг, пушечные контейнеры на 4 подкрыльевых пилонах;
4 ракеты "Игла" класса "воздух-воздух".
Описание
В декабре 1976 г. в СССР было принято правительственное постановление о разработке боевых вертолетов нового поколения для вооружения частей армейской авиации. Постановлением предусматривалось создание в ОКБ Н.И.Камова и М.Л.Миля конкурсных проектов таких вертолетов и проведение в дальнейшем их сравнительных испытаний. Машины-"конкурсанты" получили названия В-80 и Ми-28. Их разработка началась в январе 1977 г. Основной задачей перспективного армейского боевого вертолета было определено уничтожение военной техники - в первую очередь, танков - на поле боя и в ближней прифронтовой полосе. При определении облика новой машины конструкторы фирмы "Камов" проработали несколько аэродинамических схем будущего вертолета, однако выбор пал на "фирменную" для ОКБ соосную схему. Она обладала рядом серьезных преимуществ: существенное уменьшение потерь мощности, несмотря на некоторое увеличение массы несущей системы, позволяло увеличить, по сравнению с традиционной схемой с рулевым винтом, тягу несущего винта и достичь большего статического потолка; аэродинамическая симметрия и отсутствие перекрестных связей в каналах управления упрощали пилотирование и расширяли диапазон допустимых углов скольжения, угловых скоростей и ускорений; небольшие моменты инерции обеспечивали эффективное управление. Проблема облегчения вертолета для достижения высоких летных характеристик была решена нетрадиционным способом: из состава экипажа боевого вертолета исключили штурмана-оператора со всеми средствами его защиты и жизнеобеспечения. В ОКБ считали, что при условии автоматизации пилотирования, поиска и сопровождения целей выполнение одним членом экипажа функций летчика и штурмана-оператора не должно быть сопряжено с чрезмерными психологическими и физическими нагрузками. Помимо выигрыша в массе вертолета, сокращение экипажа позволяло в перспективе уменьшить расходы на подготовку летного состава, снизить потери в боевой обстановке, т.е. добиться большой экономии средств на содержание армейской авиации. В качестве основных средств вооружения В-80 были выбраны высокоэффективные противотанковые управляемые ракеты "Вихрь" и подвижная пушка 2А42 калибра 30 мм. Одним из важнейших направлений работы над проектом вертолета было повышение его боевой живучести. Для этого был реализован ряд конструктивно-компоновочных мер, в частности, размещение двигателей по бортам фюзеляжа, бронирование кабины летчика с применением стальной и алюминиевой комбинированной брони и бронестекол, экранирование более важных агрегатов и систем вертолета менее важными, заполнение топливных баков пенополиуретаном и их протектирование и т.п. Впервые на вертолете должна была найти применение система спасения летчика посредством катапультирования. В 1982 г. первые экземпляры В-80 и Ми-28 вывели на аэродром. Опытный образец В-80 поднялся в воздух 17 июня 1982 г. В следующем году за ним последовал второй, а в декабре 1985 г. (после трагической катастрофы Е.И.Ларюшина не первой машине 3 апреля 1985 г.) - и третий опытный В-80. В августе 1986 г. были завершены Государственные сравнительные летные испытания В-80 и Ми-28, результаты которых показали, что камовская машина превосходит милевскую более высокой боевой живучестью, лучшими летно-техническими характеристиками и более широкими возможностями вооружения. Немаловажным преимуществом В-80 была признана его "одноместность" (обстоятельство, вызывавшее поначалу непонимание и даже неприятие, ведь все боевые вертолеты в мире были, по крайней мере, двухместными), поскольку она экономила массу машины, снижала затраты на подготовку экипажей и возможные потери на поле боя, а функции штурмана-оператора с успехом брала на себя автоматика лазерно-телевизионного прицельного комплекса "Шквал-В" и ПТУР "Вихрь". В декабре 1987 г. было принято постановление правительства о запуске В-80 в серийное производство на авиационном заводе "Прогресс" в Арсеньеве. Головная серийная машина впервые поднялась в воздух 22 мая 1991 г., а с 1993 г. со стапелей завода стали сходить серийные вертолеты, получившие новое название Ка-50, а также имя собственное - "Черная акула". Указом Президента России в августе 1995 г. армейский боевой вертолет Ка-50 был принят на вооружение Российской Армии. Правительственное постановление 1987 г. о начале серийного производства Ка-50 предусматривало разработку (на базе одноместного боевого вертолета дневного действия) модификации, способной совершать полеты и применять оружие круглосуточно. Эскизное проектирование такого варианта завершилось в 1993 г., а 4 марта 1997 г. опытный образец одноместного ночного вертолета-штурмовика, названного Ка-50Ш, оснащенного модернизированным комплексом обзорно-прицельного оборудования, впервые поднялся в воздух. В 1994 г. фирма "Камов" приступила к разработке двухместного всепогодного круглосуточного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 "Аллигатор", являющегося модификацией одноместного Ка-50. Помимо второго члена экипажа, на вертолете появился комплекс средств для обнаружения целей в ночных условиях: тепловизионная система и многофункциональный радиолокационный комплекс. Первый полет на опытном образце Ка-52 был выполнен 25 июня 1997 г. Предполагается, что уже в ближайшие годы Ка-50Ш и Ка-52 поступят в серийное производство. При этом доля Ка-50Ш в общем объеме выпуска вертолетов Ка-50 может составить 30%, что обеспечит максимум эффективности парка армейских вертолетов-штурмовиков. Таким образом, вертолетные полки, вооруженные боевыми машинами фирмы "Камов", будут иметь по две эскадрильи дневных Ка-50 и по одной эскадрилье ночных Ка-50Ш, а также по несколько "командирских" разведывательно-боевых Ка-52. ОКБ также возлагает большие надежды на возможные поставки вертолетов семейства Ка-50/Ка-52 на экспорт: первыми зарубежными заказчиками таких машин могут стать Словакия и Турция.
ВАРИАНТЫ
Ка-50 "Черная акула": одноместный боевой вертолет-штурмовик с обзорно-прицельным
комплексом "Шквал-В" дневного действия. Ка-50Ш: одноместный боевой вертолет-штурмовик
с комплексом "Шквал-В", круглосуточной оптико-электронной прицельной
системой "Самшит-50" и расширенной номенклатурой вооружения. Ка-52 "Аллигатор":
двухместный многоцелевой боевой вертолет с оптико-электронной прицельной системой
"Самшит-Э", многофункциональным радиолокационным комплексом "Арбалет" или аналогичными системами западного производства; может использоваться как вертолет
командира группы Ка-50, разведчик-корректировщик и целеуказатель, ночной ударный
вертолет-штурмовик, учебно-тренировочный вертолет для подготовки летчиков одноместных
Ка-50.
Добавление
Работы по созданию перспективного боевого вертолета Ка-50 начались на фирме "Камов" в 1977 году. Основу парка боевых вертолетов Советской Армии в то время составляли машины Ми-24. По своим характеристикам они не могли противостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АH-64 Apache, разработка которого тогда шла полным ходом. В поисках преимуществ новой боевой машины, проектируемой на фирме "Камов", были проработаны различные схемы вертолетов. Опыт применения боевых вертолетов во Вьетнаме и Афганистане продемонстрировал низкую живучесть вертолетов классической одновинтовой конструкции из-за уязвимости рулевого винта и длинной трансмиссии. Преимущества аэродинамически симметричного соосного несущего винта оказались очевидными. Такой винт обеспечивает простоту управления вертолетом в ручном, а главное, автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любой силы и направления. К тому же соосный несущий винт способен повысить боевую живучесть вертолета, обеспечить компактность силовой передачи и значительно снизить потери мощности двигателей. В настоящее время Ка-50 является лучшим вертолетом в мире по использованию мощности силовой установки. Все хорошо помнят, как российский МиГ-29 изумил мир фигурой пилотажа, называемой "колокол", Су-27 поразил специалистов и зрителей "коброй Пугачева". Своя пилотажная "изюминка" есть и у Ка-50. Так называемая "воронка" по чистоте исполнения присуща только боевой камовской машине. Эта фигура обеспечивает вертолету сосредоточенный огонь по точечной цели. В то же время сама машина относительно противника постоянно перемещается по азимуту и углу места - в "воронке", что чрезвычайно затрудняет прицеливание по машине. Ка-50 способен перемещаться боком, т.е. скользить со скоростью 80 км/час, и назад - со скоростью 90 км/час. Перемена направления движения на противоположное происходит за несколько секунд. Единственный в мире вертолет, способный в течение 12 часов "висеть" на одном месте, - это тоже Ка-50. Приоритеты фирмы "Камов" распространяются не только на непревзойденный опыт в теории и практике строительства вертолетов по сооснои схеме. С 1965 года, опередив весь мир на 10 лет, фирма приступила к использованию на своих машинах стеклоплас-тиковых лопастей. Такие же лопасти, но уже 4-го поколения используются и на Ка-50. Во время испытаний на боевую живучесть в одной из лопастей вертолета сделали 30 пробоин из автоматического стрелкового оружия. Тем не менее это позволило машине летать без аварий в течение 80 часов. Основу боевой мощи Ка-50 составляют противотанковое управляемое ракетное вооружение и пушка. Часто вертолет, атакующий танки, сам становится мишенью. Ка-50 противопоставляет этому сверхзвуковые противотанковые ракеты "Вихрь" с дальностью пуска до 10 км. Такие качества оружия уменьшают время нахождения вертолета на огневой позиции и превосходят дистанцию эффективного огня зенитных ракетных комплексов противника. Комбинированная боевая часть сверхзвуковой ракеты оснащена несколькими взрывателями различного действия. Все это в сочетании с высокоточной, помехозащищенной системой наведения позволяет одинаково эффективно поражать одним и тем же типом боеприпаса как бронированные (до 900 мм с динамической защитой) наземные цели, так и перемещающиеся со скоростью до 800 км/час воздушные объекты. Ракета имеет высокую скрытность применения: противник узнает об атаке только в момент попадания. Данное средство поражения обладает избыточной энергетикой, которая используется для усиления его боевых качеств. Большая серия опытных пусков подтвердила превосходство системы автоматического наведения ракеты на цель. Оно позволяет поражать малоразмерные объекты на максимальных дальностях значительно эффективнее, чем при ручном наведении оператором. Мощная пушечная установка калибра 30 мм заимствована в сухопутных войсках и полностью унифицирована по используемым боеприпасам с боевой машиной пехоты БМП-2. Пушка 2А42 имеет переменный темп стрельбы и селективное боепитание из двух патронных ящиков, снаряжаемых бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Это позволило на 30% повысить эффективность поражения наземных легкобронированных и воздушных целей. Боевая живучесть ствола позволяет произвести отстрел всего боекомплекта (500 снарядов) без задержек и промежуточного охлаждения. Как на БМП-2, так и на армейском боевом вертолете пушечная установка надежно работает в условиях повышенной запыленности. Hетрадиционным выглядит и размещение пушки на Ка-50. Чтобы сохранить высокую точность стрельбы и другие замечательные свойства установки, ее поставили у центра масс вертолета. Это отвечает прочностным требованиям и не требует усиливать конструкцию машины. К тому же уменьшается влияние отдачи на вертолет при стрельбе, экономится вес и не нарушается центровка машины при расходе снарядов. Электрогидравлический следящий привод обеспечивает перемещение ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях, выдерживая направление стрельбы. Пушка 2А42 и ракеты "Вихрь" разработаны коллективом оружейников под руководством члена-корреспондента РАH А.Г.Шипунова, Для улучшения адаптации машины к существующему парку армейских боевых вертолетов и для смещения огневого акцента в сторону особенностей поражаемой цели возможны различные варианты вооружения Ка-50. Эти варианты формируются на 4 узлах внешней подвески практически из всей номенклатуры авиационных средств поражения, ограниченной только грузоподъемностью замковых механизмов на пилонах. Для использования всего перечня этих боеприпасов не требуется изменять конструкцию и алгоритмический аппарат системы управления вооружением. Пилоны для подвески оружия выполнены поворотными в вертикальной плоскости. Отклоняясь вниз до 10 градусов, они способны, в некоторой степени, придавать новые боевые качества размещенному на них обычному вооружению. При необходимости на всех точках подвески можно разместить топливные баки. Для действий в составе группировки боевых вертолетов на Ка-50 имеется аппаратура приема разведданных от различных систем наведения. Эта информация выводится и на индикатор на лобовом стекле. Hеобходимость разрешения проблемы сохранения высокой точности применения бортового вооружения привела к тому, что в системе наведения место оператора полностью заняла автоматика. Устранение человека с его эмоциями и чувствительностью к стрессовым ситуациям из наиболее критического звена системы было обеспечено высоким техническим уровнем современной оборонной промышленности и многолетним опытом разработки и эксплуатации авиационной автоматики специалистами фирмы "Камов", Единый электронный комплекс бортового оборудования и управления оружием был заказан специализированной фирме, разрабатывающей аналогичные системы для одноместных истребителей МиГ и Су. Таким образом численность экипажа вертолета Ка-50 была сведена до предельного минимума - один человек. Вертолет проектировался с повышенной степенью боевой живучести. С одной стороны, более компактную одноместную машину проще защитить, с другой - уровень защиты единственного пилота должен быть достаточно высоким. По сравнению с АH-64А, вертолет Ка-50 имеет существенно меньшие размеры жизненно важных агрегатов. Полностью отсутствующий рулевой винт с его системами управления и редуктором допускает поражение хвостовой балки без тяжелых последствий. Мероприятия, проводимые с целью повышения боевой живучести Ка-50 и выживаемости экипажа на поле боя, привели к успешному решению 26 проблем. Среди них такие, как обеспечение длительной работоспособности трансмиссии после поражения маслосисте-мы, применение принудительной системы аварийного покидания, внедрение широкой сети противопожарной защиты, и многое другое. В силовой конструкции используется 35% композиционных материалов. Здесь они применяются не просто для уменьшения веса машины. При поражении пулями и снарядами композиты не обладают вторичным поражающим действием осколков и брызг, присущим металлической обшивке. Особенно тщательно отработаны элементы защиты кабины летчика и топливной системы. Пилот Ка-50 размещается в полностью бронированной и экранированной кабине. Ее общий вес - чуть более 300 кг. Многочисленные испытания различных материалов защиты подтвердили эксплуатационные и боевые преимущества стальной комбинированной брони. Она введена в силовую конструкцию фюзеляжа и обеспечивает ему дополнительную жесткость. Высокая противоснарядная стойкость такой брони обеспечивает защиту летчика при попадании в борт кабины нескольких снарядов калибра 20 мм. Компоновка и конструкция кабины не допускают изменения ее внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Исключено попадание внутрь кабины других агрегатов при разрушении элементов их крепления. Шасси нового боевого вертолета и конструкция фюзеляжа обеспечивают поглощение аварийных перегрузок при падении машины. Особенности размещения топливной системы исключают возможность возникновения пожара после аварийного жесткого приземления вертолета. Ка-50 способен продолжать полет на одном двигателе при поражении другого. Тяги управления автоматом перекоса лопастей остаются работоспособными даже при наличии в каждой из них 2 пробоин от пуль крупнокалиберного пулемета. Особого внимания заслуживает система аварийного принудительного покидания машины. Она представляет собой впервые в мире практически реализованную катапультную систему спасения вертолетчика. Система надежно работает во всех критических ситуациях, связанных с повреждениями Ка-50. Концепция одноместного вертолета максимально предусматривает сохранение жизни летчика. Кресло К-37, разработанное на фирме "Звезда" под руководством члена-корреспондента РАH Г.И.Северина, позволяет катапультироваться во всем диапазоне высот и скоростей, включая нулевые. Кроме того, пилот может с парашютом покинуть машину, не катапультируясь. При задействовании системы на борту выполняется ряд последовательных операций: отстрел лопастей несущего винта, открытие створки кабины, срабатывание вытягивающего ракетного двигателя. Подобная система катапультирования особенно необходима на одноместном вертолете из-за жесткого лимита времени при покидании машины на предельно малых высотах. Для Ка-50 успешно решена проблема затраты времени и усилий наземного обслуживающего персонала на приведение машины в состояние боевой готовности. При снаряжении оружия большую помощь оказывают встроенные в пилоны электромеханические лебедки. С их помощью можно подвесить боеприпасы массой до 500 кг. Сверхзвуковые ракеты подвешиваются целым блоком, а процесс укладки патронных лент в контейнеры боепитания пушки предельно упрощен и механизирован. Разнос оборудования по всему объему вертолета позволяет при необходимости работать одновременно многим специалистам. Большая площадь раскрытия капотов обеспечивает хороший доступ к оборудованию. Другой особенностью Ка-50 является то, что все подшипники механических систем выполнены на тефлоновых шарнирах, а значит, им не требуется смазка. Ресурс таких подшипников в 10 раз продолжительнее, чем у обычных. Боевая эксплуатация армейского вертолета марки "Ка" длительное время может осуществляться с необорудованных площадок, оторванных от основных баз. По оценке специалистов Военно-Воздушных Сил, а также зарубежных экспертов, Ка-50 - это не просто хорошая машина, это новое направление в вертолетостроении и тактике армейской авиации. Предназначенный для "нейтрализации" американского боевого вертолета АH-64А Apache, Ка-50 превзошел его по всем показателям. Сегодня зарубежные фирмы, получая заказ на разработку новых армейских боевых вертолетов, сталкиваются с требованием заказчика иметь машину не хуже, чем "Камов-50".
Сравнительная таблица вертолетов КА-50 и Команче |
||
КА-50 |
Команче | |
Пушка калибр, мм | 30 | 30 |
Боезапас, снарядов | 500 | 1200 |
Темп стрельбы, выстр./мин одиночный | 200-300/800 | 550 |
Вес установки, кг | 120 | 57 |
Боепитание Бр |
ОФ(селективное) |
ОФ(сплошное) |
Дальность стрельбы, км | 3 | 1,5 |
Hачальная скорость снаряда, м/с | 980 | 550 |
Вес снаряда, г | 1000 | 380 |
ПТУР, дальность пуска,км | 8-10 | 6 |
Скорость | Сверзвук. | Дозвук. |
Количество, шт. | 12 | 8 |
Ka - 15|25|26|29|50|52|60|136| Images WeaponsAS Photo Preview |
|