WeaponsAS - Средний танк Т-54 и его модификации (Российская федерация (СССР)
На главную | Гостевая | Форум | Статьи на различные темы о оружии | Свободная энциклопедия оружия | Обмен ссылками |

T-54
Масса, т: 35,5
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
Длина 9000
Ширина 3270
Высота 2400
Клиренс 425
Вооружение: 100-мм пушка Д-10Т; 2х7,62-мм пулемета СГМТ; 12,7-мм пулемет ДШКМ
Боекомплект: 34 выстрелов; 3500х7,62-мм патронов; 200х12,7-мм патронов
Броневая защита, мм:
Лоб корпуса 100
Башня 200
Мощность двигателя, л.с.: 520
Скорость максимальная, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 330
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,8
ширина рва, м 2,85
глубина брода, м 1,4
подъем, град. 32

Средний танк Т-54 был создан на базе среднего танка Т-44 в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством А.А. Морозова в 1946 г. и в процессе разработки имел обозначение "Объект 137". В 1950 году танк был принят на вооружение под наименованием "Т-54 образца 1946 года". Серийное производство было организовано в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. В ходе производства проводилась модернизация танка без изменения его марки. Танк разработан по классической схеме компоновки с традиционным размещением экипажа в башне: слева от пушки находились командир танка и наводчик, справа - заряжающий. Поперечное расположение двигателя в кормовой части корпуса позволило за счет сокращения длины моторно-трансмиссионного отделения увеличить размеры боевого отделения и впервые установить на среднем танке 100-мм пушку. В отличие от предшествующих танков при монтаже пушка заводилась дульным срезом вперед в амбразуру башни, наклоненной в сторону носовой части корпуса, поэтому амбразура имела небольшую ширину (400 мм). Это улучшало защищенность лобовой части башни, однако несколько усложняло замену пушки в войсковых условиях. Благодаря принятой схеме общей компоновки башню удалось сместить в сторону кормы танка и расположить на подбашенном листе корпуса люк механика-водителя. Это дало возможность значительно усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия люка в верхнем лобовом листе, толщина которого была увеличена до 120 мм при угле наклона 60 градусов. В то же время смещение люка механика-водителя влево от продольной оси корпуса потребовало от водителей определенных навыков вождения при преодолении ограниченных проходов. Первоначально полусферическая литая башня имела в нижней части по всему периметру "заман" (обратный скос), который представлял ослабленную зону броневой защиты и поэтому был устранен на последующих выпусках танков при модернизации. Повышение защищенности танка при заданном ограничении массы в 36 тонн было достигнуто, кроме того, плотной компоновкой агрегатов и систем. Вооружение танка включало 100-мм нарезную пушку Д-10Т, спаренную с пулеметом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемета СГ-43, размещенных в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект пушки составлял 34 выстрела с осколочными и бронебойными снарядами. Бронебойный снаряд на дальности 2000 м пробивал вертикально расположенную броню толщиной 155 мм. Конструкция пушки оказалась настолько удачной, что без особых изменений она свыше 40 лет состояла на вооружении серийных модификаций танков Т-54 и Т-55. Установленный в танке двигатель В-54 являлся дальнейшим развитием конструкции дизеля типа В-2. Запас хода танка составлял 330 км при возимом запасе топлива 730 л. Механическая трансмиссия на танках первых выпусков состояла из входного редуктора (гитары) с принудительной смазкой и стальным картером, многодискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными синхронизаторами, механизма поворота и простых однорядных бортовых редукторов. В качестве механизма поворота были применены двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивающие получение двух расчетных радиусов поворота, а также возможность кратковременного увеличения силы тяги при прямолинейном движении без переключения передач за счет одновременного перевода рычагов управления в первое положение. Подвеска танка индивидуальная, торсионная с лопастными гидроамортизаторами на передних и задних узлах. Этот тип гидроамортизаторов, впервые примененный в отечественном танкостроении на танке Т-54, используется и до настоящего времени. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром, имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом и развитые грунтозацепы, первоначально была шириной 500 мм. В танке была применена углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования, а снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Танк разрабатывался без учета возможности движения под водой. При модернизации на танк Т-54 были установлены новая башня, не имевшая обратных скосов по нижнему периметру, и один курсовой пулемет в отделении управления вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Телескопический прицел наводчика ТШ-20 был заменен на прицел ТШ2-22 с переменным 3, 5 и 7-кратным увеличением. Кроме того, с 1951 г. на танке были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм и изменена конструкция гитары. Для сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщина верхнего лобового листа корпуса была уменьшена со 120 до 100 мм. Максимальная толщина лобовой части башни (200 мм) и бортовых листов корпуса (80 мм) остались неизменными. На базе танка Т-54 были созданы командирский танк Т-54К и огнеметный танк ТО-54. Командирский танк был разработан в 1954 г. и принят на вооружение в 1958 г. Он отличался от линейного танка наличием дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 и бензоэлектрического зарядного агрегата для питания потребителей при длительной работе на стоянке. Курсовой пулемет СГМТ был сохранен. С использованием узлов и агрегатов танка Т-54 были разработаны и серийно производились самоходные установки СУ-122 и ЗСУ-57-2, мостоукладчик МТУ, бронетягач БТС-2 и самоходный кран СПК-12Г. Часть танков была приспособлена для навешивания минного каткового трала ПТ-54, танкового бульдозера БТУ, снегоочистителя СТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54. Танк Т-54 имел две модификации - Т-54А и Т-54Б. Экспорт танка Т-54 и его модификаций осуществлялся в 39 стран мира.

T-54A
Средний танк Т-54А был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро под руководством Л.Н. Карцева и принят на вооружение в 1955 г. Серийное производство осуществлялось с 1955 г. по 1957 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. Впервые в советском танкостроении на серийном танке устанавливалась пушка (Д-10ТГ) со стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 "Горизонт") и эжектором для продувки ствола от пороховых газов после выстрела. Эти технические решения послужили началом большой работы конструкторов в этой области и в конце первого послевоенного периода все танки, состоявшие на вооружении Советской Армии, имели двухплоскостной стабилизатор пушки для ведения прицельной стрельбы с ходу и эжектор для снижения загазованности боевого отделения. В силовой установке появился ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы двигателя. Для механика-водителя был введен инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, принятый на вооружение в 1951 г. В качестве средств связи использовались радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120. На базе Т-54А был создан командирский танк Т-54АК, который был принят на вооружение в 1958 г. Он состоял в серийном производстве и отличался от линейного танка установкой дополнительной радиостанции Р-112 у командира машины и зарядного агрегата в отделении управления. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.

T-54Б
Средний танк Т-54Б был разработан в Нижнем Тагиле конструкторским бюро во главе с Л.Н. Карцевым. На вооружение принят приказом Министра обороны СССР от 11.09.1956 г. Серийное производство было организовано с 1957 г. по 1959 г. в Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. В качестве основного вооружения использовалась пушка Д-10Т2С со стабилизатором СТП-2 ("Циклон") в двух плоскостях наведения. В боекомплект пушки, кроме осколочно-фугасных выстрелов, входили выстрелы с бронебойно-подкалиберными и бронебойно-кумулятивными снарядами. Были введены: инфракрасные ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 и ночной прибор командира ТКН-1, вращающийся полик боевого отделения, улучшавший условия работы членов экипажа в башне, новая конструкция механизма поворота башни. Танк был оснащен инфракрасными прожекторами: Л-2, смонтированным на орудийной маске и ОУ-З на командирской башенке. В топливную систему был добавлен третий наружный бак, всвязи с чем, запас возимого топлива возрос до 1212 л, а запас хода танка - до 430 км. На серийном отечественном танке впервые было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), позволявшее преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м. Ограничение времени движения под водой было вызвано опасностью перегрева двигателя, так как при установке ОПВТ герметизировалась крыша моторно-трансмиссионного отделения. Часть танков была приспособлена для работы с минными тралами КМТ-4М и КМТ-5М. На базе Т-54Б был создан командирский танк Т-54БК, принятый на вооружение в 1958 г. Он отличался от линейного танка установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112, навигационного оборудования и зарядного агрегата АБ-1-П/30. Установка курсового пулемета СГМТ была сохранена.

Реклама

 
Химическая энциклопедия - Описание множества химических элементов
Химическая энциклопедия от "А" до "Я" - от "A" до "Z"
 
       
Hosted by uCoz