WeaponsAS - Тяжелый танк КВ-1 и его модификации (Российская федерация (СССР)
На главную | Гостевая | Форум | Статьи на различные темы о оружии | Свободная энциклопедия оружия | Обмен ссылками |

Масса, т: 44
Экипаж, чел.: 5
Габаритные размеры, мм:
Длина 7020
Ширина 3340
Высота 2670
Клиренс 430
Вооружение: 76-мм пушка Л-11 образца 1939 года; три 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект: 116 выстрелов; 2583х7,62-мм патронов
Броневая защита, мм:
Лоб корпуса 75
Борт корпуса 75
Корма 60-75
Башня 75
Крыша 30-40
Днище 30-40
Двигатель: В-2К, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.: 600
Скорость максимальная, км/ч: 34
Запас хода по шоссе, км: 180
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,87
ширина рва, м 2,7
глубина брода, м 1,6
подъем, град. 36

В феврале 1939 года группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка с дизелем, названного КВ (Клим Ворошилов). Опытный образец танка KB относился к тяжелым однобашенным с противоснарядным бронированием, пушечно-пулеметным вооружением, установленным в башне, дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения, механической ступенчатой трансмиссией с бортовыми фрикционами, расположенными в кормовой части корпуса, шестикатковым гусеничным движителем и независимой торсионной подвеской. Броневые катанные листы корпуса и башни были изготовлены из гомогенной брони, имели значительную по тому времени толщину, равную 75 мм, и соединялись между собой с помощью электросварки. Лобовые и кормовые броневые листы корпуса, а башни и бортовые располагались к вертикальной плоскости под сравнительно большими углами наклона, что дополнительно повышало их защитные свойства. Испытания брони танка на Ижорском полигоне путем обстрела бронебойными снарядами из 76-мм пушки, имевшими начальную скорость полета 650 м/с, при прямом угле встречи показали, что броня выдерживала их удары на дистанции 200 м. Вооружение опытного образца танка состояло из 45- и 76-мм танковых пушек, установленных в маске башни, и двух 7,62-мм танковых пулеметов ДТ, один из которых устанавливался в шаровой опоре в кормовом листе башни, а другой на турели на крыше башни. 76-мм пушка была основной, а 45-мм спаренной, предназначенной для борьбы с легкобронированными или незащищенными целями. Боекомплект танка состоял из 118 76-мм и 50 45-мм артиллерийских выстрелов, 1008 патронов к пулеметам, находившихся в 16 магазинах, и 24 оборонительных ручных гранат Ф-1. Внешняя связь обеспечивалась применением приемопередающей симплексной танковой радиостанции 71-ТК-З со штыревой антенной, а внутренняя - танковым переговорным устройством на три абонента ТПУ-3. В танке был установлен 12-цилиндровый V-образный танковый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-2 мощностью 368 кВт (500 л. с.) при частоте вращения коленчатого вала 1800 об/мин, унифицированный с двигателем отечественного среднего танка Т-34. Двигатель обеспечивал возможность движения танка с максимальной скоростью до 36 км/ч. Он отличался хорошей топливной экономичностью, меньшей пожарной опасностью, упрощал систему электрооборудования танка и не создавал помех при работе радиостанции. Трансмиссия состояла из трехдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач, бортовых передач. Механизмы поворота позволяли танку иметь расчетный минимальный радиус поворота, равный ширине его колеи - 2,62 м. Подвеска была независимой торсионной. Она допускала возможность движения по шоссе и грунтовым дорогам с неплохими для тяжелого танка средними скоростями, составлявшими 26,6 и 15,5 км/ч соответственно. Экипаж танка состоял из четырех человек: командира, наводчика, радиста и механика-водителя. Командир дополнительно выполнял обязанности заряжающего. Опытный образец танка KB был изготовлен 1 сентября 1939 года. Испытания опытного образца KB показали, что по максимальной скорости движения и показателями профильной проходимости он практически не отличался от танков СМК и Т-100, а опорная проходимость у него была лучше. Он имел меньшую на 3 - 4 человека численность экипажа и значительно меньшие габаритные размеры, что позволяло ему лучше вписываться в складки местности, маскироваться. Испытаний в полном объеме танк не прошел, так как было принято решение направить опытные образцы танков СМК, Т-100 и KB на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву линии Маннергейма.Перед отправкой на фронт с танка была демонтирована 45-мм спаренная пушка, которая стесняла работу экипажа. 19 декабря 1939 постановлением Комитета Ообороны танк КВ был принят на вооружение Красной Армии. Корпус танка КВ-1 сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах - сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две - с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых - 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов. На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года - 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами - спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ. Боекомплект состоял из 135 пушечных выстрелов и 2772 патронов к пулеметам. Танк был оснащен телескопическим прицелом ТОД-6, перископическим - ПТ-6 и командирской панорамой ПТ-К. На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин. С началом войны, из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод ¦75 в Харькове, танки КВ-1 какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие. Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей - сказывался дефицит резины. Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм. Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе - 250 км. На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 (позже-ЮР) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис. Боевая масса танка составляла 47,5 т, экипаж состоял из 5 человек.
Модификации тяжелого танка КВ-1
КВ-1 образца 1939 года
- базовая модель танка с пушкой Л-11 образца 1939 года.
КВ-1 образца 1940 года - устанавливалась 76,2-мм пушка Ф-32 образца 1940 года, улучшена бронезащита.
КВ-1 образца 1941 года - в модернизированную башню устанавливалась 76,2-мм пушка ЗИС-5.

КВ-1С

Масса, т:
42,5
Экипаж, чел.: 5
Габаритные размеры, мм:
Длина 6900
Ширина 3350
Высота 2640
Клиренс 450
Вооружение: 76-мм пушка Ф-34; три 7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект: 114 выстрелов; 3000х7,62-мм патронов
Броневая защита, мм:
Лоб корпуса 75
Борт корпуса 40
Корма 30-60
Крыша 30
Днище 30
Лоб башни 82
Борт и крыша башни 40
Корма башни 75
Двигатель: В-2К, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.: 600
Скорость максимальная, км/ч: 42
Запас хода по шоссе, км: 180
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,8
ширина рва, м 2,7
глубина брода, м 1,6
подъем, град. 36
крен, град. 30

Во второй половине 1942 года была проведена модернизация танка КВ-1. Новая машина, получившая обозначение КВ-1С (С - скоростной), имела вес 42,5 тонн. Снижения веса удалось достигнуть за счет уменьшения толщины брони (бортов корпуса до 40 мм, литой башни до 82 мм) и сокращения размеров корпуса и башни. Литая башня, новой обтекаемой формы, имела один люк, который располагался в правой части крыши и командирскую башенку с пятью стеклоблоками. Башенка не имела люка, но обеспечивала командиру танка хороший круговой обзор. Вооружение осталось прежним - 76,2 мм пушка ЗИС-5 или Ф-34 (боекомплект - 90 или 114 выстрелов) и три пулемета. Командира КВ-1С был избавлен от обязанностей заряжающего, роль которого теперь исполнял стрелок кормового пулемета. Место командира танка было перенесено из правого переднего в левый задний угол башни, за спину наводчика. Установка кормового пулемета была смещена влево, что позволяло обслуживать его и командиру. В ходовой части КВ-1С были применены новые, более легкие опорные катки и литые траки уменьшенной ширины (608 мм). На танке была установлена новая коробка передач с демультипликатором, сконструированная Н.Ф. Шашмуриным, которая обеспечивала 8 передач вперед и 2 назад. Кроме того, танк получил новый главный фрикцион и усовершенствованные бортовые передачи. С целью повышения надежности и улучшения ходовых качеств машины, силовая установка была полностью переработана. Усовершенствованы системы смазки и охлаждения. В результате скорость возросла до 42 км/ч. 20 августа 1942 года тяжелый танк КВ-1С был принят на вооружение. Танк КВ-1С состоял в производстве около года. За это время было выпущено 1087 единиц. На его базе были созданы самоходная установка СУ-152, тяжелый танк КВ-85 и огнеметный танк КВ-8С.

       
Hosted by uCoz