| Общие данные
- Год принятия на вооружение
1993
- Боевая масса, т
46,5
- Экипаж, чел.
3
- Длина с пушкой вперед, мм
9530
- Длина корпуса, мм
6860
- Ширина общая, мм
3780
- Ширина по гусеницам, мм
3370
- Высота по крыше башни, мм
2230
- Забронированный объем танка, м3
11,04
- Забронированный объем корпуса, м3
9,19
- Забронированный объем башни, м3
1,85
- Десантный люк в днище корпуса
есть
Вооружение
- Марка пушки
2А46М
- Калибр пушки, мм
125
- Тип пушки
гладкоствольная, пусковая установка
- Длина трубы ствола, мм (калибров)
51
- Тип затвора
горизонтально-клиновой
- Длина отката, мм
300
- Расположение противооткатных устройств
симметричное
- Продувка ствола, тип
эжекционная
- Максимально допустимое для ствола давление пороховых газов, кгс/см2
5 200
- Теплозащитный кожух
есть
- Боевая скорострельность, выстр./мин
8
- Заряжание, тип
автомат
- Боекомплект, выстр. (в т.ч. в автомате заряжания)
43 (22)
- Типы боеприпасов
БПС, БКС, ОФС, СГПЭ, УР
- Тип выстрела
раздельно-гильзовый
- Начальная скорость БПС, м/с
1715
- Масса выстрела с БПС, кг
20,2
- Масса БПС, кг
5,9
- Начальная скорость БКС, м/с
905
- Масса выстрела с БКС, кг
29
- Масса БКС, кг
19
- Стабилизатор, тип
электромашинный по горизонтали
- электрогидравлический по вертикали
- Спаренное вооружение, тип (марка)
пулемет (ПКТ)
- Калибр, мм
7,62
- Боекомплект, шт.
2000
- Зенитное вооружение, тип (марка)
пулемет (НСВТ-12,7)
- Калибр, мм
12,7
- Боекомплект, шт.
300
- Дистанционное управление
есть
- Управляемое вооружение
9К119
- Управляемая ракета
9М119
- Система наведения ракеты
по лучу лазера
- Максимальная дальность стрельбы, м
5000
Система управления огнем
- Максимальная скорость вращения башни, град./с
24
- Максимальный угол возвышения пушки, град.
20
- Максимальный угол снижения пушки, град.
7
- Дублированное управление огнем
есть
- Дальномер, тип
лазерный
- Диапазон измерения дальности, м
500-5000
- Баллистический вычислитель, тип
электронный цифровой
- Основной прицел наводчика, тип
перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором
- Увеличение, кратность
2,7-12
- Угол поля зрения, град.
20-4,5
- Стабилизация поля зрения прицела
независимая по ВН и ГН
- Вспомогат. прицел наводчика
нет
- Ночной прицел наводчика
тепловизионный
- Дальность видения ночью, м
2600
- Основной прибор командира
перископический
- Увеличение, кратность
7,5 (дн.); 5,1 (н)
- Угол поля зрения, град
7
- Зенитный прицел
есть
- Ночной прицел командира
тепловизионное видеосмотровое устройство
- Дальность видения ночью
2600
- Танковая информационно-управляющая система
нет
Защищенность
- Броневая защита, тип
комбинированная
- Угол наклона верхней лобовой детали корпуса, град.
68
- Противокумулятивные бортовые экраны
есть
- Система ТДА
есть
- Дымовые гранатометы, шт.
12
- Комплекс оптико-электронного подавления
есть
- Динамическая защита, тип
встроенная
- Система коллективной защиты от ОМП, тип
общеобменная
- Быстродействующая система ППО
есть
- Подвижность и проходимость
- Максимальная скорость, км/ч
60
- Удельная мощность, л.с./т
18,1
- Запас хода по шоссе, км
500
- Емкость топливных баков, л
1200+400
- Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2
0,91
- Клиренс, мм
492
Преодолеваемые препятствия:
- ров, м 2,8
- вертикальная стенка, м 0,85
- брод, м 1,2
- максимальный угол подъема, 30 град.
- Глубина преодолеваемой водной преграды с ОПВТ, м
5
Силовая установка
- Марка двигателя
В-84МС
- Тип двигателя
Дизель многотопливный
- Максимальная мощность, кВт (л.с.)
618 (840)
- Максимальный крутящий момент, кгс · м
340
- Число цилиндров
12
- Расположение цилиндров
V-обр. 60°
- Тактность
4
- Тип охлаждения
жидкостное
- Габаритная мощность, л.с./м3
700
- Масса двигателя, кг
1020
- Степень сжатия
14
- Ход поршня, мм
180/186,7
- Диаметр цилиндра, мм
150
- Рабочий объем, л
38,88
- Удельный расход топлива, г/л.с.·ч
180
- Вспомогательный двигатель
нет
Трансмиссия
- Тип трансмиссии
механическая планетарная
- Коробка передач, тип
две бортовые планетарные
- Число передач вперед/назад
7/1
Передаточные отношения по передачам
- I - 8,713
- II - 4,40
- III - 3,485
- IV - 2,787
- V - 2,027
- VI - 1,467
VII - 1,0
- з.х. - 14,3
- Механизм поворота, тип
бездифференциальный
- Минимальный расчетный радиус поворота, м
2,79
- Основной тормоз, тип
дисковый, работающий в масле
- Масса трансмиссии, кг
1870
- Бортовой редуктор, тип
планетарный
- Система управления движением, тип
гидравлическая
Ходовая часть
- Подвеска, тип
торсионная
- Динамический ход катка, мм
320
- Амортизаторы, тип, число
гидравл. лопастной, 6
- Гусеница, тип соединения траков
последовательное
- Тип шарнира гусеницы
РМШ или ОМШ
- Ширина колеи, мм
2790
- Длина опорной поверхности гусеницы, мм
4270
- Ширина гусеницы, мм
580
- Число траков
97
- Масса одной гусеницы, кг
1723
- Число опорных катков на борт
6
- Диаметр опорного катка, мм
750
- Тип амортизации опорных катков
наружная
- Число поддерживающих катков на борт
3
- Механизм натяжения, тип
червячный
- Масса ходовой части, кг
8570
»» Описание (Создание, модернизация и.т.д. )
- В
начале 1980-х годов на "Уралвагонзаводе" развернулись работы по модернизации
основного танка Советской Армии - Т-72.
Эти простые надежные и мощные машины составили основу броневой мощи отечественных
вооруженных сил. К началу 2000 года танковый парк Сухопутных войск РФ насчитывал
3500 танков Т-80 всех модификаций,
около 4000 Т-64 и более
9000 Т-72. "Семьдесятдвойки", которые, безо всякого преувеличения, стали
целой эпохой в мировом танкостроении и самыми массовыми последней четверти XX
века: всего было выпущено около 30000 танков различных модификаций, получили широкое
распространение не только в нашей стране, но и за рубежом, поставлялись армиям
стран Варшавского договора, Сирии, Ираку, Индии, Алжиру, Ливии, Кувейту, Югославии
и Финляндии. В ряде государств Т-72 выпускается по российской лицензии.
- Т-72
успешно прошли испытания в условиях крупномасштабных боевых действий в Ливане
летом 1982 года, где, управляемые сирийскими экипажами, доказали свое превосходство
над бронетанковой техникой американского и израильского производства. Не менее
успешно они использовались и в боевых действиях в Ираке в 1991 года. Т-72С из
состава дивизии республиканской гвардии Ирака "Тавалкана" в ходе ожесточенного
боя в феврале 1991 года на подступах к городу Басра, продолжавшегося двое суток
в условиях плохой видимости, фактически нанесли поражение американским бронетанковым
частям, остановив наступление войск антииракской коалиции и заставив ее отказаться
от планов похода на Багдад. Тогда американцы оставили на поле боя 72 подбитых
"Абрамса".
- Однако
в 1980-х годах "семьдесятдвойка" стала постепенно отставать от зарубежных
и отечественных аналогов, в частности - омского Т-80У и харьковского Т-80УД. Чтобы
сохранить Т-72 на уровне современных требований, было необходимо в первую очередь
оснастить его более совершенными СУО. Для сокращения времени, снижения стоимости
работ и обеспечения унификации вооружения было решено установить на модернизированной
машине ("Объект 188") комплекс 1А45 "Иртыш", заимствованный
у новейшего танка Т-80У, поступившего в серийное производство в 1985 году. Комплекс
пришлось доработать под автомат заряжения, сохранившийся на "Объекте 188"
от танка Т-72Б (принятого на вооружение в 1985 году).
- Государственные
испытания "Объекта 188"
были начаты в 1989 году. Первоначально предполагалось, что после принятия на вооружение
новая машина получит обозначение Т-72БУ, однако уже весной 1991 года, еще до распада
Советского Союза, танк получил индекс Т-90. Это должно было подчеркнуть качественные
отличия новой машины от своих предшественников - танков семейства Т-72.
- На
рубеже 1980-1990-х отечественная "оборонка" переживала далеко не лучшие
времена. Тем не менее испытания Т-90 отличались высоким напряжением и интенсивностью.
Танк продемонстрировал уникальную надежность, пройдя 14000 км без сколько-нибудь
серьезных поломок и отказов. Он показал среднюю эксплуатационную скорость, равную
28 км/ч, что значительно превосходило соответствующий показатель других отечественных
и зарубежных машин аналогичного класса.
- Серийное
производство Т-90 было развернуто на "Уралвагонзаводе" осенью 1992 года.
Однако постоянно сокращающийся оборонный заказ не позволил переоснастить российскую
армию новой бронетанковой техникой в ощутимых масштабах. По сообщению средств
массовой информации, к 2000 году промышленность поставила сухопутным войскам,
в общей сложности менее 200 Т-90. Новыми танками, в частности, полностью укомплектован
один из полков 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой
дивизии СИБВО, а также подразделение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии
(дислоцированной в Бурятии).
- В
последние годы МО РФ, не располагающее средствами на перевооружение армии новыми
образцами боевой техники, взяло курс на модернизацию уже имеющихся арсеналов вооружения.
В этих условиях технические решения, отработанные при создании Т-90, безусловно,
будут задействованы и при модернизации парка танков Т-72. Можно предположить,
что в начале 2000-х годов значительное число "семьдесятдвоек" будет
"подтянуто" до уровня Т-90.
- В
то же время ориентация российского оборонного комплекса на экспорт отразилась
и на судьбе Т-90. Машина, сочетающая наиболее современные технологии танкостроения
с проверенными временем и боями конструкционными решениями Т-72, не могла не быть
востребованной мировым рынком вооружения. Этому способствовало и некоторое замедление
прогресса в области развития бронетанковой техники, наметившееся в 1990-е годы:
появление танков нового поколения, ожидавшееся в развитых странах на рубеже XXI
века, так и не состоялось. Такие государства, как США, Великобритания и Франция,
ограничились производством и экспортом модернизированных боевых машин, созданных
еще в 1980-х годах. А на фоне М1А2
или "Леклерка"
Т-90 выглядит вполне современным танком, ни в чем не уступающим западным аналогам.
- Первой
заинтересовалась новым российским танком Индия. С 1980-х годов в этой стране были
развернуты работы по созданию собственного основного боевого танка нового поколения
-"Арджун". Однако по ряду технических причин в 1998 году производство
первой серийной партии этих машин (120 танков) было приостановлено и вряд ли возобновится
до 2002 года. В то же время вопрос совершенствования бронетанкового парка индийской
армии приобрел еще большую актуальность после того, как во второй половине 1990-х
годов главный геополитический противник Индии - Пакистан - начал закупки на Украине
300 танков Т-84 (экспортный вариант Т-80УД
Харьковского завода).
- Индия,
располагающая 1700 танками Т-72 и Т-72М1 (ими оснащено в общей сложности 37 бронетанковых
полков), остановила свой выбор на Т-90С - глубокой модернизации "семьдесятдвойки"
(впрочем, в качестве альтернативного варианта рассматривалась и возможность доработки
800 танков Т-72).
- Для
испытаний в Индию было направлено несколько танков, отличавшихся от машин, выпускающихся
для Российской Армии новыми, более мощными дизелями В-92С2. Индийские танки получили
оснащение гусеничными лентами, позволяющими устанавливать новые асфальтоходные
башмаки, более современный тепловизионный комплекс управления огнем, а также комплекс
радиоэлектронного подавления "Штора-1". Сегодня танк Т-90С рассматривается
как перспективная боевая машина индийской армии.
- Осенью
2000 года достигнуто соглашение о продаже Индии лицензии на серийное производство
300 этих машин. Предполагается, что Т-90С заменят около 300 устаревших танков
Т-55
советского производства, а также сохранившиеся на вооружении танки "Виджаянта",
разработанные и строившиеся в Индии (выпущено 1200 этих машин, большинство из
которых в настоящее время находится на консервации).
- Т-90С
- результат тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии использования
танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта эксплуатации
танков Т-72 в различных странах мира.
- Реализация
в Т-90С ряда конструкционных разработок и мероприятий с применением перспективных
технологий придала танку новые боевые и эксплуатационные качества. По сравнению
с предшественником - Т-72С
- боевые и эксплуатационные характеристики новой машины возросли в 1,5 раза.
- Характерными
особенностями машины являются предельно высокая техническая надежность всех узлов
и агрегатов, а также всего танка в целом; высокая подвижность и маневренность;
максимальная преемственность с танками семейства Т-72, что позволяет значительно
упростить и удешевить подготовку экипажей.
- Танк
сохранил классическую компоновку "семьдесятдвойки". Основное вооружение,
а также рабочие места командира и наводчика расположены во вращающейся башне,
силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, механик-водитель -
в отделении управления в передней части танка. По габаритам и массе Т-90С практически
не отличается от танков типа Т-72 и Т-80.
- Корпус
танка - сварной. Днище выполнено штампованным. Верхняя лобовая панель имеет многослойную
конструкцию со встроенной динамической защитой.
- Танк
получил комплекс динамической защиты третьего поколения, обеспечивающий стойкость
при обстреле 120-мм бронебойно-подкалиберными снарядами М829А2 и DM43A1, входящими
в боекомплект танков М1 "Абрамс"
и "Леопард-2".
Помимо увеличенной стойкости при обстреле моноблочными кумулятивными боевыми частями
комплект обладает противотандемными свойствами, защищая Т-90С от новейших ПТУР
типа TOW-2A и HOT-2. Обеспечивается и защита танка от кумулятивных боеприпасов,
атакующих танк сверху (например, авиационных и артиллерийских противотанковых
суббоеприпасов). Элементы динамической защиты установлены также на бортовых резинотканевых
экранах (по три, а в дальнейшем - по четыре блока с каждого борта).
- Башня
танка Т-90С, конструкционно являющаяся развитием башни Т-72Б, выполнена литой.
Ее лобовая часть имеет комбинированную броневую защиту. В кормовой части расположен
небольшой круглый люк для выброса поддонов. В передней части башни смонтировано
семь блоков и один контейнер ДЗ. Еще 20 блоков ДЗ размещены на крыше башни.
- Место
механика-водителя имеет усиленную (по сравнению с Т-72Б) защиту. Оно прикрыто
надбоем из водородсодержащего полимера с добавлением бора, лития и свинца.
- Т-90С
оснащен 125-миллиметровым гладкоствольным орудием - пусковой установкой 2А46М-2
(51 калибр). Максимальная прицельная дальность бронебойными подкалиберными и кумулятивными
снарядами составляет 400 м, осколочно-фугасными снарядами - до 1000 м. Максимальная
дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 2120 м.
- Карусельный
автомат заряжения пушки (аналогичный используемому на Т-72Б) обеспечивает практическую
скорострельность 8 выстр./мин (при ручном заряжении - 2 выстр./мин). Суммарный
боекомплект машины составляет 43 выстрела. Он включает бронебойные подкалиберные
снаряды с отделяемым поддоном 3БМ42 (начальная скорость 1715 м/с, бронебойные
кумулятивные снаряды 3БК29М (начальная скорость 905 м/с), осколочно-фугасные снаряды
с электронным дистанционным взрывателем (начальная скорость 850 м/с, использующиеся
совместно с системой дистанционного подрыва "Айнет", значительно повышающей
эффективность борьбы с незащищенными целями, в первую очередь - легкими противотанковыми
средствами противника), а также ПТУР 9М119.
- ПТУР,
имеющая систему наведения по лазерному лучу и обладающая трансзвуковой скоростью
(340 м/с), обеспечивает поражение неподвижных и подвижных целей (в том числе и
низколетящих вертолетов) на дальности 100..5000 м при скорости движения танка
до 30 км/ч. Следует отметить, что танк Т-72Б может вести стрельбу ракетами лишь
с места или с коротких остановок.
- По
сравнению с вооружением танков типа Т-72 на Т-90С обеспечена возможность быстрой
смены ствола без демонтажа всей пушки. Симметричное расположение тормозов отката
орудия позволило несколько увеличить точность стрельбы.
- Пушка
оснащена устройством встроенного контроля выверки. Комплекс управления огнем 1А45Т
╚Иртыш╩ включает СУО 1А42 и систему управления ракетным вооружением 9К119 "Рефлекс".
- СУО
обеспечивает автоматический ввод поправок в параметры стрельбы. При этом учитываются
скорость танка, дальность до цели и ее угловая скорость, температура воздуха,
атмосферное давление, скорость и направление ветра (для чего используется емкостный
датчик ДВЕ-БС), температура заряда, угол наклона цапф орудия, а также степень
износа канала ствола. СУО включает дневной прицел-дальномер 1Г46, поле зрения
которого стабилизировано в двух плоскостях, цифровой баллистический вычислитель
1В528-1, а также двухплоскостной стабилизатор орудия 2Э4204 "Жасмин".
- В
башне танка установлен ночной активно-пассивный прицел наводчика ТПН-4-49 "Буран-ПА"
(вместо которого может монтироваться тепловизионный прицел Т01-ПО2Т "Агава-2"),
а также прицельно-наблюдательный комплекс командира танка ПНК-4С с прицелом круглосуточного
действия "Агат-С". Замена активно-пассивного прицела на тепловизор позволяет
увеличить дальность обнаружения целей на поле боя с 1500 м до 2500 м (что приближается
к лучшим зарубежным стандартам). Однако высокая стоимость отечественного тепловизионного
оборудования и недостаточная мощность производственной базы не позволяют укомплектовать
прицелами Т01-ПО2Т все танки.
- Вспомогательное
вооружение Т-90С, предназначенное для борьбы с открытыми и легкобронированными
целями, включает пулемет НСВТ-12,7 "Утес" (12,7 мм, боекомплект - 300
патронов), размещенный в закрытой установке, позволяющей командиру вести огонь,
наводя оружие посредством приводов дистанционного управления, не открывая люка
танка. Пулемет обеспечивает поражение воздушных и наземных целей (в последнем
случае он может работать в стабилизированном режиме). Имеется традиционный для
отечественных танков спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект - 2000
патронов). Внутри танка в специальной укладке размещены автомат АКМС-74, сигнальный
пистолет и десять ручных гранат типа Ф-1.
- Танк
имеет развитый комплекс обеспечения боевой живучести, включающий броню, систему
встроенной ДЗ, быстродействующую систему автоматического пожаротушения 3ЭЦ13 "Иней",
новейший комплекс ПАЗ и другое оборудование.
- Боевая
живучесть машины значительно возрастает и за счет оснащения ее комплексом оптико-электронного
подавления ТШУ-1-7 "Штора", который защищает машину от противотанковых
ракет с командными полуавтоматическими системами наведения (TOW, HOT, "Милан",
"Дракон") или ПТУР с лазерным полуактивным самонаведением AGM-65 "Мейврик",
"Хеллфайр" и т.п.).
- В
состав комплекса вошла станция СОЭП ОТШУ-1 и система постановки аэрозольной завесы
(СПЗ). СОЭП является источником модулированного ИК-излучения с параметрами, близкими
к параметрам тепловых трассеров ПТРК типа TOW, HOT, "Милан", "Дракон"
и т.п. Воздействуя на ИК-приемник полуавтоматической системы наведения ПТРК, она
срывает наведение ракет. СОЭП обеспечивает постановку помех в виде модулированного
ИК-излучения в секторе ╠20 градусов. От оси канала ствола по горизонту и на 4,5
градусов - по вертикали. Кроме того, ОТШУ-1, два модуля которой размещены в передней
части башни танка, обеспечивает ИК подсветку в темное время суток, ведение прицельной
стрельбы при помощи приборов ночного видения, а также может использоваться для
ослепления любых (в том числе и малогабаритных) объектов.
- СПЗ,
предназначенная для срыва атаки таких ракет, как "Мейврик", "Хеллфайр"
и артиллерийского корректируемого 155-мм снаряда "Копперхед", реагирует
на лазерное излучение в пределах 360 градусов по азимуту и -5/+25 - в вертикальной
плоскости. В ее состав входят два оптических блока приема лазерного излучения
точного целеуказания ТШУ-1-11, два сдвоенных оптических блока грубого целеуказания
ТШУ-1-1 и аэрозольные гранаты 3Д17, выстреливаемые из стандартных 81-мм пусковых
установок системы дистанционной постановки дымовой завесы "Туча" (12
мортирок укреплены по бортам корпуса с углом наклона 12 градусов к горизонту).
- Оптические
блоки смонтированы на башне таким образом, чтобы обеспечить прием лазерного излучения
в секторе 360 градусов. Полученный сигнал с большой скоростью обрабатывается блоком
управления, при этом определяется направление на источник облучения. Система автоматически
определяет оптимальную пусковую установку, вырабатывает электрический сигнал,
пропорциональный углу, на который следует довернуть башню танка с гранатометами,
и выдает команду на отстрел гранаты, образующей аэрозольную завесу на удалении
55-70 м через три секунды после отстрела. СОЭП действует только в автоматическом
режиме, а СПЗ - в автоматическом, полуавтоматическом и в ручном режимах.
- Реализован
комплекс мероприятий, снижающих радиолокационную, ИК и оптическую заметность танка.
В частности, машина окрашена по специальной технологии, искажающей ее внешний
вид в видимом и ИК-диапазонах спектра.
- В
настоящее время на серийных танках Т-90С устанавливаются многотопливные 12-циллиндровые
дизели, разработанные Челябинским СКБ "Трандизель" В-84МС мощностью
840 л.с. В отличие от двигателей, устанавливавшихся на Т-72, дизели В-84МС имеют
пониженную тепловую заметность (обеспечивающуюся применением сильфонов на коллекторах,
позволяющих смешивать выхлопные газы с воздухом, что улучшает тепловой режим работы
коллекторов и существенно уменьшает ИК-сигнатуру танка). Практически не теряя
мощности, двигатели могут работать как на дизельном топливе, так и на бензине,
керосине и других топливах.
- К
2000 году на ОАО "Челябинский тракторный завод" был создан и успешно
прошел государственные испытания новый, более мощный (1000 л.с.) танковый дизель
В-92С2, предназначенный для установки как на танках Т-90С, так и на модернизируемых
Т-72. Четырехтактный V-образный 12-циллиндровый дизель с жидкостным охлаждением
и газотурбинным наддувом сохранил габариты (1466х896х902 мм) и массу (1020 кг)
своих предшественников - В-46-6 и В-84МС. При этом у нового двигателя существенно
снизился удельный расход топлива (со 180-182 г/л.с.ч до 156 г/л.с.ч). Запас крутящего
момента возрос с 9-18% до 25-30%. При этом степень унификации с двигателями В-46-6
и В-84МС составила 74,6%, что позволяет максимально эффективно использовать имеющуюся
ремонтную базу и запчасти.
- Топливо
размещается в баках общей емкостью 1600 л (в том числе в корпусе, защищенном броней
- 705 л). Кроме того, на кронштейнах в кормовой части корпуса машины могут размещаться
две сбрасываемые бочки с топливом емкостью по 200 или 275 л.
- На
Т-90С практически без изменений сохранилась механическая планетарная трансмиссия,
применяемая на Т-72Б, а также ходовая часть этого танка. Опорные катки, изготовленные
из алюминиевого сплава, на 10 мм шире, чем на Т-72Б, что несколько улучшило баланс
нагрузок на ходовой части машины. Могут использоваться гусеницы как с резино-металлическим,
так и с открытым шарниром.
- Танк
может комплектоваться колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7. Чтобы исключить
поражение механика-водителя при подрыве на мине (под днищем или гусеницами), его
сиденье выполнено подвешенным к крыше корпуса, а в днище танка сформированы специальные
выштамповки, повышающие жесткость конструкции.
- Т-90С
оснащен встроенным оборудованием самоокапывания, а также ОПВТ (обеспечивается
преодоление водоемов глубиной до 5 м и шириной до 1000 м).
- Связное
оборудование включает УКВ-радиостанцию Р-163-50У и УКВ-приемник Р-163У. На командирском
танке Т-90СК монтируется дополнительная радиостанция Р-163-50К, навигационная
аппаратура ТНА-4-3, а также автономный агрегат питания АБ-1-П28. Оборудование,
установленное на командирском танке, обеспечивает поддержание одновременной связи
по трем каналам (дальность связи в движении - 50-250 км, на стоянке - 250 км),
а также непрерывную автоматическую выработку и индикацию координат.
- Танк
Т-90С имеет потенциал дальнейшего развития. В ближайшее время серийные машины
должны получить новый дизель В-92С2. Можно предположить, что будет внедрен ряд
усовершенствований в СУО (созданную еще в 1980-х годах), а также в комплекс связного
оборудования. Неизбежным является и внедрение приемника спутниковой навигационной
системы ГЛОНАСС, обеспечивающей высокую точность и надежность навигации.
- В
настоящее время в России ведутся работы по созданию нового оригинального дизельного
двигателя с Х-образной схемой расположения цилиндров, обладающего мощностью 1400
л.с. В печати сообщалось и о работах по повышению мощности двигателя типа В-92
до 1200 л.с. Внедрение новых двигателей должно значительно повысить скоростные
и разгонные характеристики танка, обеспечив превосходство Т-90 по этим важнейшим
параметрам над лучшими зарубежными аналогами.
- Предусматривается
установка на танки комплекса ЭМЗ, вызывающей нейтрализацию (преждевременный подрыв)
мин с магнитометрическими взрывателями.
- Ведутся
работы по повышению эффективности вооружения танка. В частности, разрабатывается
выстрел с бронебойным оперенным подкалиберным снарядом, имеющим новую схему ведения.
Удлиненный корпус снаряда, выполненный из вольфрамового сплава, и метательный
заряд из высокоэнергетических порохов увеличивают бронепробиваемость по сравнению
со снарядом 3БМ42 на 20%.
- Новый
выстрел 3ВБК25 с кумулятивным снарядом также обладает повышенной эффективностью
действия. Он способен поражать танки противника, оснащенные сложной композиционной
броней и усиленной ДЗ.
- Введение
в боекомплект танка осколочно-шрапнельных снарядов с электронным дистанционно-контактным
взрывателем позволит повысить эффективность борьбы с малоразмерными танкоопасными
целями, а также боевыми вертолетами. Такой снаряд обладает большей эффективностью
по сравнению с осколочно-фугасным снарядом традиционного типа. К тому же при установке
взрывателя на контактное срабатывание он обладает проникающим действием по различным
типам преград.
- Помимо
совершенствования силовой установки, вооружения и повышения защищенности, важнейшим
направлением совершенствования танка должно стать расширение возможностей его
информационного комплекса. Во ВНИИ "Сигнал" как для новых, так и модернизируемых
машин создан комплекс аппаратуры, обеспечивающий решение навигационных, информационных
и командных задач. В состав комплекса входят система топопривязки и навигации
четвертого поколения "Гамма" и аппаратура телекодовой передачи данных
с высоконадежной системой связи.
- На
базе комплексной АСУ "Капустник", созданной для артиллерии, разработаны
(и прошли испытания на танках типа Т-72) средства автоматизации управления танковым
батальоном, командная часть которых размещается на командирском танке. Автоматизированная
СУО и маневром танкового подразделения, по оценкам специалистов, позволит повысить
суммарную боевую эффективность танков в 2-4 раза.
- Т-90С
разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения
танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой
эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних
интенсивных испытаний в самых жестких условиях. Реализация в Т-90С ряда конструктивных
разработок и мероприятий с применением современных и опережающих технологий создала
новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную
надежность и маневренность и позволила достигнуть комплексного повышения боевых
и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72С.
- В
этом заслуга уже третьего поколения конструкторов "Уралвагонзавода"
- учеников В.Н. Венедиктова и В.И. Поткина - Ю.Н. Нейгебауэра, Н.А. Молоднякова,
Ю.В. Тэна, Г.С. Горсевана, А.Д. Будилова, В.И. Гриба, О.А. Кураксы, Н.С. Давыденкова,
В.И. Васильева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова и многих других.
- Для
танков Т-90С характерны: оптимальная приспособленность для ведения боевых действий
в экстремальных ситуациях; исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов
и комплексов; отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических
и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья;
минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.
- Российский
ракетно-пушечный танк Т-90С, воплотивший в своей конструкции передовые научно-технические
решения, по совокупности боевых и технических характеристик и возможности ведения
современного боя ни в чем не уступает лучшим танкам зарубежных стран, а по ряду
существенных параметров их превосходит. К настоящему времени на базе танка Т-90С
разработаны и поставлены на серийное производство модернизированная инженерная
машина разграждения ИМР-3 и ИМР-3М, создана не имеющая аналогов в мире бронированная
машина разминирования БМР-3М.
Новая информация о танке:
- Основной танк Т-90 был принят на вооружение в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80. Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.
- Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения - классическую компоновочную схему, при которой основное вооружение размещено во вращающейся башне, силовая установка и трансмиссия - в кормовой части корпуса, а экипаж - раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель - в отделении управления. Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.
Автоматизированный комплекс управления огнем предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артснарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета. Обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счет установки в танк телевизионного прицела. Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях от 100 до 5000 м.
Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями. Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме - по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони дает танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.
Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счет применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.
- На танке традиционно установлен дизельный двигатель, основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:
- незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;
- высокая надежность в условиях сильной запыленности;
- меньший в 1,8-2 раза расход топлива.
- Танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 м с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды.Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.
|
|