Тип: одноместный многоцелевой истребитель. Силовая установка: один турбореактивный двигатель Туманского Р-13-300
тягой на форсаже 64,7 кН (14550 фунтов). Летные данные: максимальная скорость на высоте свыше 11000 м (36090
футов) 2230 км/час (1386 миль/час), или 2,1 М; практический потолок
15250 м (50035 футов); максимальная дальность с внутренним запасом
топлива 1100 км (684 мили). Веса: максимальный взлетный 9400 кг (20723 фунта). Размеры: размах крыла 7,15 м (23 фута 5,5 дюйма); длина самолета 15,76
м (51 фут 8,5 дюйма); высота 4,10 м (13 футов 5,5 дюйма); площадь
крыла 23 кв. м (247,58 кв. фута). Вооружение: одна двухствольная пушка ГШ-23 калибра 23 мм под фюзеляжем;
до 1500 кг (3307 фунтов) боевой нагрузки на четырех подкрыльных пилонах.
Спроектированный
с учетом опыта войны в Корее самолет Микоян-Гуревич МиГ-21 изначально
имел хорошие всепогодные характеристики. В 1955г. был создан самолет
Е-50 - первый из числа опытных самолетов. Малая масса позволила оснастить
самолет новым двигателем Туманского, слегка большим, чем РД-9. Первый
полет был выполнен с одним двигателем Туманского РД-9Е с тягой на
форсаже 37,3 кН (8378 фунтов) и одним ракетным двигателем С-155, установленным
в гондоле у основания киля. Первыми машинами с новыми турбореактивными
двигателями Туманского Р-11 были опытные самолеты Е-2А и Е-5 (соответственно
в мае и 16 июня 1956г.). Самолет Е-2А имел стреловидное крыло варианта
Е-50, а вариант Е-5 - новое треугольное крыло. Самолет был заказан
для серийного производства под обозначением МиГ-21. Предсерийный опытный
самолет Е-6 поднялся в воздух в 1957г. Серийное производство началось
в 1958г. Самолет получил в НАТО кодовое наименование "Фишбед"
("Fishbed") для одноместного и "Монгол" ("Mongol")
- для двухместного учебно-тренировочного варианта. Машинами МиГ-21
были оснащены военно-воздушные силы 39 стран. Общий серийный выпуск
оценивается в 11000 самолетов. МиГ-21 имел множество вариантов.
ВАРИАНТЫ МиГ-21Г ("Фишбед-C"): первоначальный основной серийный вариант;
истребитель с ограничениями по метеоусловиям и с небольшим радиусом
действия; оснащен двигателем Туманского Р-11 тягой на форсаже 56,4
кН (12676 фунтов); строился также в Чехословакии и в Китае (под обозначением
J-7). МиГ-21ПФ ("Фишбед-D"): второй серийный вариант с возможностью
всепогодной эксплуатации; поздний серийный вариант МиГ-21ПФС был оснащен
ракетными ускорителями взлета и системой сдува пограничного слоя в
районе закрылков с целью снижения посадочной скорости; вариант "Фишбед-E"
имел киль с более широкой хордой и возможность нести под фюзеляжем
контейнер со стрелковым вооружением. МиГ-21ФЛ: экспортный вариант
позднего серийного МиГ-21ПФ, но без ракетных ускорителей и системы
сдува пограничного слоя; строился по лицензии в Индии, где имел обозначение
Тип 77 (Type 77). МиГ-21ПФ(СПС): серийный вариант, в целом подобный
МиГ-21ПФ, но с системой сдува пограничного слоя. МиГ-21ПФМ ("Фишбед-F"): серийный вариант, заменивший МиГ-21ПФ(СПС) и объединивший улучшения,
введенные на МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФ(СПС); строился также в Чехословакии.
МиГ-21ПФМА ("Фишбед-G"): серийный вариант многоцелевого
истребителя; имел более широкий обтекатель, чем у МиГ ПФМ, усовершенствованный
радар и четыре, вместо двух, подкрыльных пилона для ракет класса "воздух-воздух". МиГ-21М: в целом подобный варианту МиГ-21ПФМА, заменивший МиГ-21ФЛ
в серийном производстве в Индии и получивший в индийских ВВС обозначение
Тип 96 (Type 96). МиГ-21Р: разведывательный вариант, в целом подобный
МиГ-21ПФМА, но с внутренним отсеком или подфюзеляжным контейнером
для фотокамер, инфракрасных обнаружителей или оборудования радиоэлектронной
борьбы. МиГ-21МФ ("Фишбед-J"): серийный вариант для ВВС
СССР; имел более легкий и более мощный турбореактивный двигатель Туманского
Р-13-300. МиГ-21РФ: разведывательный вариант самолета МиГ-21МФ. МиГ-21СМТ
("Фишбед-K"): аналогичен варианту Миг-21МФ, но с улучшенной
аэродинамикой, увеличенным запасом топлива и возможностью нести оборудование
для радиоэлектронной борьбы. МиГ-21бис ("Фишбед-L"): усовершенствованный
вариант с измененной конструкцией планера и с увеличенным запасом
топлива. МиГ-21бис ("Фишбед-N"): улучшенный вариант самолета
"Фишбед-L" с турбореактивным двигателем Туманского Р-25
тягой на форсаже 73,5 кН (16535 фунтов). МиГ-21У ("Монгол-A"): двухместный учебно-тренировочный вариант самолета МиГ-21Ф. МиГ-21УС
("Монгол-В"): в целом аналогичный варианту МиГ-21У, но с
системой сдува пограничного слоя. МиГ-21УМ ("Монгол-С"): двухместный учебно-тренировочный вариант самолета МиГ-21МФ с тандемным
расположением кресел. Е-33, Е-66, Е-76: обозначения, присвоенные самолетам
МиГ-21, при установлении мировых рекордов, утвержденных Международной
федерацией авиации (FAI).