Тип: одноместный истребитель. Силовая установка: турбореактивный двигатель ВК-1 конструкции Климова
тягой 26,5 кН (5952 фунта). Летные данные: скорость на уровне моря 1075 км/час (668 миль/час);
практический потолок 15500 м (50855 футов); максимальная дальность
полета 1860 км (1156 миль). Веса: пустого - 3681 кг (8115 фунтов); максимальный взлетный 6045
кг (13327 фунтов). Размеры: размах крыла 10,08 м (33 фута 0,75 дюйма); длина 10,86 м
(35 футов 7,5 дюйма); высота 3,7 м (12 футов 1,75 дюйма); площадь
крыла 20,6 кв. м (221,74 кв. фута). Вооружение: одна 37-мм пушка Н-37 и две 23-мм пушки НС-23 или НР-23;
до 500 кг (1102 фунта) ракетно-бомбового вооружения на внешних подвесках
под крылом.
В
связи с безотлагательной потребностью Советского Союза в новом реактивном
истребителе, обладающем высокими летными характеристиками, конструкторское
бюро МиГ начало разработку такого самолета. Это был свободнонесущий
среднеплан со стреловидным крылом (угол стреловидности - 350 ), круглым
поперечным сечением фюзеляжа, стреловидным хвостовым оперением (стабилизатор
установлен на киле) и убирающимся трехопорным шасси. Основная проблема
состояла в отсутствии подходящей отечественной силовой установки,
однако она была решена, когда британское правительство разрешило фирме
Роллс-Ройс (Rolls-Royce) продать Советскому Союзу партию двигателей
Нене (Nene); конструкторскому бюро Климова потребовалось немного времени,
чтобы создать копию этого двигателя, которая первоначально получила
обозначение РД-45. Первый опытный самолет И-310 поднялся в воздух
в конце 1947г. Тогда же прошли испытания и нескольких других модификаций.
В 1948г. было начато серийное производство этих самолетов, и к началу
1949г. они стали поступать на вооружение под обозначением Микоян-Гуревич
МиГ-15; НАТО впоследствии нарекло их кодовым именем "Фагот"
("Fagot"). В том же году были испытаны модернизированный
вариант МиГ-15бис и двухместный учебно-тренировочный самолет с тандемным
расположением кресел МиГ-15 УТИ (кодовое обозначение НАТО - "Миджит"
("Midget" - карлик). Боевое крещение самолета МиГ-15 состоялось
в ноябре 1950г. в Корее, когда его появление вызвало неприятный шок
на Западе. У НАТО в то время был только один истребитель такого класса
- Норт Американ F-86 Cейбр (North American F-86 Sabre), но МиГ-15
превосходил его по скороподъемности, имел меньший радиус виража, намного
больший практический потолок. На высотах свыше 10670 м (35000 футов)
МиГ-15 превосходил Сейбр по скорости. Серийный выпуск этих самолетов
в разных вариантах исчисляется многими тысячами. Они производились
по лицензии в Чехословакии под обозначениями А-102 и S-102 и в Польше
под обозначениями LIM-1 и LIM-2. В этих же странах также выпускался
МиГ-15 УТИ под обозначениями CS-102 и LIM-3. В Китае также был налажен
выпуск ряда агрегатов и узлов МиГ-15. Самолет стоял на вооружении
многих стран. По мере снятия с вооружения одноместные МиГ-15 переделывались
в двухместные МиГ-15УТИ, которые в связи с отсутствием аналогичных
серийных вариантов МиГ-17 и МиГ-19 стали самыми распространенными
учебно-тренировочными самолетами в странах Варшавского договора.
ВАРИАНТЫ МиГ-15П: всепогодный вариант самолета МиГ-15бис. МиГ-15CБ: истребитель-бомбардировщик
с двумя подкрыльными пилонами для подвески вооружения. МиГ-15СП-5: двухместный всепогодный истребитель на базе самолета МиГ-15УТИ. МиГ-15Т: буксировщик мишеней. МиГ-15бисТ: буксировщик мишеней.