Тип: двухместный штурмовик. Силовая установка: один поршневой двигатель Микулина АМ-38Ф мощностью
1282 кВт (1720 л. с.). Летные данные: максимальная скорость на высоте 1500 м (4920 футов)
410 км/час (255 миль/час); практический потолок 4525 м (14845 футов);
дальность полета 765 км (475 миль). Веса: снаряженного - 4525 кг (9976 фунтов); максимальный взлетный
6360 кг (14021 фунт). Размеры: размах крыла 14,6 м (47 футов 10,75 дюйма); длина 11,65 м
(38 футов 2,5 дюйма); высота 4,17 м (13 футов 8 дюймов); площадь крыла
38,5 кв. м (414,42 кв. фута). Вооружение: две пушки ВЯ калибра 23 мм и два пулемета ШКАС калибра
7,62 мм (0,3 дюйма) (все установлены на крыле), а также один пулемет
УБТ калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в задней кабине; бомбы по 100 кг (220
футов) (четыре внутри и две под фюзеляжем) или две бомбы по 250 кг
(551 фунт) под фюзеляжем; восемь ракет РС-82 или четыре ракеты РС-132
на подкрыльных подвесках.
Один
из самых грозных боевых самолетов Второй мировой войны Ильюшин Ил-2
производился в огромных количествах. Советские источники называют
цифру 36163 самолета. Характерной особенностью двухместного самолета
ЦКБ-55 или БШ-2, разработанного в 1938г. Сергеем Ильюшиным и его Центральным
конструкторским бюро, была бронированная оболочка, которая составляла
единое целое с конструкцией фюзеляжа и защищала экипаж, двигатель,
радиаторы и топливный бак. Самолет прекрасно подходил к определенной
для него роли штурмовика, так как был хорошо защищен при штурмовке
с малых высот, но от него отказались в пользу более легкой одноместной
модели - самолета ЦКБ-57, который имел двигатель АМ-38 мощностью 1268
кВт (1700 л.с.), приподнятый, хорошо обтекаемый фонарь кабины пилота,
две пушки калибра 20 мм вместо двух из четырех установленных на крыле
пулеметов, а также подкрыльные ракетные пусковые установки. Первый
опытный образец поднялся в воздух 12 октября 1940г. Серийные экземпляры,
обозначенные Ил-2, в целом были похожи на модель ЦКБ-57, но имели
модифицированное лобовое стекло и укороченный обтекатель задней части
фонаря кабины пилота. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что
он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-42гг.
из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень велики.
В феврале 1942г. было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2
в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. У самолета Ил-2М
в задней кабине под общим фонарем располагался стрелок. Два таких
самолета прошли летные испытания в марте, а серийные машины появились
в сентябре 1942г. Другие изменения включали установку более мощного
двигателя АМ-38Ф, замену двух 20-мм пушек ШВАК более эффективными
23-мм пушками ВЯ, а также различные аэродинамические усовершенствования.
Новый вариант самолета Ил-2 Тип 3 (или Ил-2м3) впервые появился в
Сталинграде в начале 1943г. Проходивший испытания в 1942г. самолет
имел новое крыло с прямой стреловидностью (150 по передней кромке)
на внешних консолях крыла. Благодаря значительному улучшению своих
летных характеристик и боевых качеств Ил-2 Тип 3 стал самым массовым
вариантом самолета Ил-2. Штурмовики Ил-2 использовались со значительно
большим тактическим эффектом в 1944-45гг., после того как был тщательно
продуман способ их применения и в широком масштабе обеспечена поддержка
истребителей. Усиление вооружения включало кассеты, содержащие до
200 ПТАБ (противотанковых авиационных бомб), использование противосамолетного
гранатомета ДАГ-10, а также установку на ограниченном количестве самолетов
Ил-2 Тип 3М пары пушек НС-11 или П-37 калибра 37 мм, которые находились
в обтекателях. Самолеты Ил-2 использовались ВМС СССР для противокорабельных
операций, кроме этого, разрабатывались специализированные бомбардировщики-торпедоносцы
Ил-2Т. На суше этот самолет использовался при необходимости для проведения
разведки и постановки дымовых завес. На последнем году Второй мировой
войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями,
летавшими совместно с советскими. Эти штурмовики оставались на вооружении
ВВС СССР на протяжении нескольких послевоенных лет и чуть более длительное
время в других странах Восточной Европы. С сентября 1941г. по апрель
1942г. широко испытывался экспериментальный самолет Ил-2, оснащенный
звездообразным двигателем М-82, но его серийное производство начато
не было. Учебно-тренировочный вариант самолета был известен под обозначениями
У-Ил-2 или Ил-2У.