Тип: реактивный самолет-штурмовик. Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33И
тягой 5200 кгс разработки НПП им. В.Я.Климова. Летные данные: максимальная скорость 950 км/ч; практический потолок
10000 м; радиус действия 400 км; перегоночная дальность полета 3000
км. Веса: пустого - 11600 кг; нормальный взлетный 17200 кг; максимальный
взлетный 21200 кг; максимальной боевой нагрузки 7200 кг. Размеры: длина самолета 17,75 м; размах крыла 16,98 м; площадь крыла
63,5 м2; высота самолета 5,08 м. Вооружение: подвижная двухствольная пушечная установка НУ-102 калибра
30 мм под фюзеляжем, кормовая оборонительная установка с пушкой ГШ-23
калибра 23 мм; пушечные контейнеры, неуправляемые ракеты, авиабомбы
калибра 100, 250 и 500 кг на 6 пилонах под крылом, двух - под фюзеляжем
и в 6 крыльевых отсеках; две управляемые ракеты типа Х-25, Х-27 и
Х-29; две ракеты "воздух-воздух" Р-60М или Р-73.
Бронированные
самолеты-штурмовики традиционно составляли одно из важных направлений
деятельности ОКБ С.В.Ильюшина. С легендарного Ил-2 в свое время начиналась
мировая известность этого коллектива. В послевоенные годы авиазаводы
продолжали выпуск его улучшенных вариантов Ил-10 и Ил-10М. В 1953
г. в ОКБ разработали первый реактивный самолет-штурмовик Ил-40. К
сожалению, в серийное производство он не поступал. Спустя 15 лет,
в рамках конкурса по созданию легкого войскового самолета-штурмовика
(ЛВСШ), ильюшинцы подготовили проект еще одного такого самолета, названного
Ил-42. Однако и он не пошел в серию: предпочтение тогда отдали предложенному
ОКБ П.О.Сухого проекту штурмовика Т-8, получившему позднее широкую
известность под названием Су-25. Тем не менее, ОКБ С.В.Ильюшина, руководимое
с 1970 г. Генеральным конструктором Г.В.Новожиловым, не смирилось
с поражением. Проектные изыскания по теме Ил-42 были продолжены. Работы
активизировались в конце 70-х гг., когда коллективу наконец удалось
получить задание на постройку опытно-экспериментального образца армейского
штурмовика, превосходящего по характеристикам поступающие на вооружение
Су-25. В память о знаменитом Ил-2, машине было присвоено название
Ил-102. Предполагалось, что, по сравнению с Су-25, самолет будет иметь
повышенную боевую живучесть и сможет поднимать почти вдвое большую
боевую нагрузку. Для улучшения маневренности и увеличения радиуса
действия на Ил-102 планировалось применить современные мощные и экономичные
двухконтурные двигатели, являющиеся модификацией двигателей истребителя
4-го поколения МиГ-29. В дальнейшем их планировалось оснастить устройствами
реверса и управления вектором тяги. Характерной особенностью Ил-102
стало включение в состав его экипажа второго члена - стрелка, управлявшего
огнем кормовой оборонительной подвижной пушечной установки. Летчика
и стрелка разместили в индивидуальных кабинах в средней части фюзеляжа,
между которыми располагались топливные баки и блоки оборудования,
а по бокам - реактивные двигатели. Все это было заключено в общую
бронекоробку, обеспечивавшую надежную защиту экипажа и жизненно важных
агрегатов и систем самолета от пуль и осколков снарядов и ракет противника.
Принятая компоновка позволяла уменьшить площадь бронирования и сосредоточить
наиболее тяжелые агрегаты вблизи центра масс самолета. Машина строилась
по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным
крылом и стреловидным оперением. Широкое крыло малого удлинения имело
относительно толстый профиль, позволявший "вписать" в него
вблизи корневой части 6 небольших отсеков, в которых могли размещаться
авиабомбы калибра 100 и 250 кг. Столь нетрадиционное решение обеспечивало
сохранение аэродинамической "чистоты" самолета с нормальной
боевой нагрузкой и увеличение количества одновременно подвешиваемых
на самолет боеприпасов в максимальном варианте вооружения. В постройку
было заложено два экземпляра Ил-102. Один из них предназначался для
проведения статических прочностных испытаний, второй - для летных.
Летный образец штурмовика - опытно-экспериментальный самолет ОЭС-1
- впервые поднялся в воздух 25 сентября 1982 г. Основной объем его
заводских испытаний был завершен в 1984 г. В целом все показатели
соответствовали расчетным и удовлетворяли предъявлявшимся требованиям.
Можно было приступать к государственным испытаниям и передавать самолет
в серийное производство. Однако Ил-102 была уготована другая судьба
- так и остаться опытно-экспериментальным самолетом. В СССР в это
время уже полным ходом шло массовое производство штурмовика Су-25,
а ОКБ Сухого готовило его модернизированный вариант Су-25Т (известен
сейчас как Су-39) с круглосуточным телевизионным прицельным комплексом.
И хотя "сухой" уступал "илу" по максимальной грузоподъемности
и некоторым другим характеристикам, было принято решение не нарушать
уже налаженного производства, а строить одновременно два типа штурмовиков
сочли нецелесообразным. В 1986 г. на Ил-102 выполнили еще несколько
полетов, в том числе и последний - 360-й. Больше ему не суждено было
подняться в воздух. Спустя 7 лет уже почти позабытый самолет решили
показать на авиасалоне МАКС-93 в Жуковском. Штурмовик перекрасили
и снарядили большим количеством разнообразного вооружения. Практически
неизвестный широкой публике Ил-102 привлек большое внимание посетителей
выставки.