Тип: двухместный штурмовик. Силовая установка: один поршневый двигатель Микулина АМ-42 мощностью
1492 кВт (2000 л. с.). Летные данные: максимальная скорость на высоте 2400 м (7875 футов)
530 км/час (329 миль/час); практический потолок 7250 м (23785 футов);
дальность полета 800 км (497 миль). Веса: пустого снаряженного - 4680 кг (10317 фунтов); максимальный
взлетный 6535 кг (14407 фунтов). Размеры: размах крыла 13,4 м (43 фута 11,5 дюйма); длина 11,06 м (36
футов 3,5 дюйма); высота 4,18 м (13 футов 8,5 дюйма); площадь крыла
30 кв. м (322,9 кв. фута). Вооружение: два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), а также
либо две пушки ВЯ-23 калибра 23 мм, либо две пушки НС-23 калибра 23
мм (установленные на крыле) и одна пушка УБ-20 калибра 20 мм или пулемет
УБТ калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) в верхней части фюзеляжа, до 500 кг
(1102 фунта) бомб и четыре ракеты РС-82 или РС-132.
Чтобы
обеспечить замену штурмовику Ил-2, в 1943г. было разработано два разных
опытных самолета. Вариант Ил-8, сохранив близкое сходство с Ил-2,
был оснащен более мощным двигателем АМ-42, имел новое крыло, горизонтальное
хвостовое оперение и шасси, объединенные с фюзеляжем самолета Ил-2
позднего производства. Он прошел летные испытания в апреле 1944г.,
но от него отказались в пользу Ил-10, который являлся совершенно новой
разработкой цельнометаллической конструкции и усовершенствованной
аэродинамической формы. Главные стойки шасси убирались внутрь крыла,
в связи с чем с крыла исчезли большие обтекатели, как у Ил-2. Положительные
результаты испытаний опытного самолета привели к выпуску партии предсерийных
машин. Массовое производство было начато в августе 1944г., а оценка
в действующих полках - два месяца спустя. Впервые этот самолет стал
использоваться в феврале 1945г., а к весне его производство достигло
пика. Перед капитуляцией Германии многие полки были переукомплектованы
этими штурмовиками; значительное их количество принимало участие в
коротких, но широкомасштабных действиях против японских захватчиков
в Маньчжурии и Корее в течение августа 1945г. Производство продолжалось
и в послевоенный период. На заводах Советского Союза было построено
4966 машин. Последний самолет покинул сборочную линию в 1955г. Кроме
этого самолеты Ил-10 строились на чешском авиационном заводе под обозначением
B-33 и CB-33, причем последний являлся эквивалентом учебно-тренировочного
варианта самолета Ил-10У. Производство этих аппаратов в Чехословакии
прекратилось в 1954г. после того, как были построены более 1200 экземпляров.
С 1955г. их производство в Советском Союзе сконцентрировалось на самолете
Ил-10М, который отличался совершенно новой формой крыла в плане с
более толстым профилем, слегка удлиненным фюзеляжем, а также повышенной
емкостью горючего и модифицированным шасси с увеличенной колеей. Ил-10
являлся основным самолетом, состоявшим на вооружении советских штурмовых
полков до 1956г.; он также широко использовался странами Варшавского
Договора. КНДР использовала их на начальной стадии Корейской войны
в 1950г. и понесла значительные потери, так как эти самолеты были
совершенно изношенными. Самолет Ил-10 был испытан с дополнительным
ракетным двигателем ЖРД-1 в хвостовой части фюзеляжа, но эта модификация
не была принята. Конструкторское бюро Ильюшина постоянно стремилось
улучшить последующие разработки штурмовиков, включая одноместный Ил-20
и самолет Ил-40 с двумя турбореактивными двигателями, но эти проекты
не получили официального одобрения. Была принята западная концепция
тактического ударного истребителя.