Тип: одноместный истребитель для воздушного
боя и самолет непосредственной поддержки войск. Силовая установка: один турбовентиляторный форсажный двигатель Пратт-Уитни
F100-PW-220 с тягой 10800 кг (23770 фунтов) или Дженерал Электрик
F110-GE-100 (General Electric F110-GE-100) с тягой 13150 кг (28984
фунтов). Летные данные: максимальная горизонтальная скорость на высоте 12190
м (40000 футов) 2142 км/час (1320 миль/час), или 2М; практический
потолок свыше 15240 м (50000 футов); боевой радиус действия 925 км
(575 миль). Веса: пустого - 7070 кг (15586 фунтов); максимальный взлетный 16057
кг (35400 фунтов). Размеры: размах крыла 9,45 м (31 фут); длина самолета 15,09 м (49
футов 6 дюймов); высота самолета 5,09 м (16 футов 8 дюймов); площадь
крыла 27,87 кв. м (300 кв. футов). Вооружение: одна многоствольная пушка Дженерал Электрик M61A1 калибра
20 мм, ракеты на концах крыла, один подфюзеляжный и шесть подкрыльных
пилонов, позволяющих нести 9276 кг (20450 фунтов) боевой нагрузки,
включая ракеты класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность",
контейнеры с неуправляемыми ракетами, оборудованием для разведки и
радиоэлектронной борьбы, а также обычные или "интеллектуальные"
бомбы и топливные баки.
Проект
самолета F-16 был начат компанией Дженерал Дайнемикс в 1971г. Пять
самолетостроительных компаний США 28 февраля 1972г. представили на
экспертизу свои предложения и через два месяца были выбраны проекты
компаний Дженерал Дайнемикс и Нортроп (Northrop). Каждая из них получила
контракт на строительство двух опытных самолетов YF-16 и YF-17. Первый
самолет YF-16 поднялся в воздух 2 февраля 1974 года. 13 января 1975
года было объявлено, что самолет YF-16 выиграл конкурс, и была санкционирована
разработка варианта F-16A и двухместного учебно-боевого истребителя
F-16B. Началась обширная производственная программа с 67 главными
и почти 4000 другими подрядчиками, поставлявшими электронное оборудование,
компоненты и снаряжение на заводы компании Дженерал Дайнемикс в Форт
Уорт, штат Техас. В Европе было 33 главных и около 400 дополнительных
подрядчиков, обеспечивающих производство, которое было развернуто
в Бельгии и Нидерландах. Первый серийный самолет F-16 поднялся в воздух
7 августа 1978г. Первые европейские самолеты F-16 были поставлены
в ВВС Бельгии 26 января 1979г., в ВВС Нидерландов - 6 июня 1979г.,
в ВВС Норвегии - 25 января 1980г. и в ВВС Дании - 28 января 1980г.
Первый самолет F-16 для Израиля, двухместный F-16B был официально
передан в Форт Уорте, штат Техас, 31 января 1980г., а первые поставки
в Египет начались в первой половине 1982г. в 1980г. самолеты F-16
получили официальное наименование Файтинг Фолкон (Fighting Falcon
- бойцовый сокол). К августу 1990г. из заказанных 3530 машин было
поставлено более 2600 самолетов F-16. Они находились в эксплуатации
у 17 заказчиков из 16 стран. В конструкции и радиоэлектронных системах
F-16 были применены некоторые из самых современных технологий. Например,
крыло плавно переходит в фюзеляж, что не только уменьшает вес конструкции,
но и увеличивает общую подъемную силу на больших углах атаки, а также
снижает аэродинамическое сопротивление при трансзвуковых скоростях
полета. Отклоняемые передняя и задняя кромки крыла управляются автоматически
в зависимости от скорости и высоты полета. При этом крылу на всех
режимах полета обеспечивается оптимальная конфигурация для создания
подъемной силы. Выдвинутые далеко вперед наплывы крыла большой стреловидности
обеспечивают еще большую подъемную силу. Они также предотвращают срыв
потока в корневой части крыла, уменьшают бафтинг оперения и улучшают
путевую устойчивость и управляемость по крену. Управление полетом
осуществляется электрической системой, сменившей механическую проводку,
что позволяет самолету быстрее и точнее откликаться на команды пилота.
Усовершенствованное оборудование самолета включает связь с системой
шифровки сообщений, инерциальную систему навигации и систему навигации
ТАКАН (тактическая воздушная навигационная система), импульсно-допплеровский
угломерно-дальномерный радар, радиолокационную систему предупреждения,
компьютер управления полетом, центральный компьютер анализа воздушной
обстановки и компьютер управления огнем. Самолеты F-16C и F-16D, построенные
после июля 1986 года, могли также оснащаться турбовентиляторной силовой
установкой Дженерал Электрик F110 (General Electric F110) с тягой
13150 кг (28984 фунта).
ВАРИАНТЫ F-16(ADF): обозначение, присвоенное 270 машинам F-16A/B, модифицированным
в истребители противовоздушной обороны. Модификации предусматривали
установку усовершенствованного радиолокатора AN/APG-66, улучшенных
средств противодействия системам радиоэлектронной борьбы и систем
опознавания "свой-чужой" , ночных опознавательных огней,
речевого информатора, системы предупреждения о достижении малой высоты,
установку двух управляемых ракет AIM-7 Спэрроу (Sparrow - воробей),
шести управляемых ракет AIM-120 AMRAAMS, или шести управляемых ракет
AIM-9 Сайдуиндер (Sidewinder - ошеломляющий удар сбоку), или комбинацию
всех трех. F-16C: обозначение улучшенного одноместного варианта самолета
F-16A c оборудованием, состоящим из системы навигации, наведения и
инфракрасного ночного видения при полетах на низких высотах и бортовой
станции постановки защитных помех. F-16D: двухместный вариант самолета
F-16C с аналогичными возможностями. F-16N: 22 одноместных и 4 двухместных
(TF-16N) самолета, модифицированных для флота США из моделей F-16C
и F-16D. F-16XL: обозначение компании Дженерал Дайнемикс для перспективной
разработки самолета F-16 с новым крылом, имевшим площадь в 1,2 большую,
чем у стандартного варианта. Самолет имел удлиненный фюзеляж для увеличения
на 82% внутреннего запаса топлива и подкрыльные узлы подвески, вооружение
вдвое большего веса. Одноместный опытный экземпляр (F-16E) поднялся
в воздух 3 июля 1982г., а 29 октября 1982г. - двухместный вариант
(F-16F), оснащенный двигателем F110. Оба опытных образца были переданы
в аренду НАСА. F-16/79: обозначение самолета F-16A, оснащенного более
дешевым и менее мощным турбореактивным двигателем Дженерал Электрик
J79-GE-119 (General Electric J79-GE-119) с форсажем и с тягой 8165
кг (18000 фунтов). Планировался как вариант самолета пониженной стоимости
для экспорта. Единственный экземпляр F-16/79 поднялся в воздух 29
октября 1980г. F-16/101: обозначение самолета ранней разработки, оснащенного
турбовентиляторным двигателем F110 (силовая установка самолета Рокуэлл
B-1 (Rockwell B-1) для оценочных испытаний, которые привели к утверждению
второго (альтернативного) двигателя для самолетов F-16. Первый полет
состоялся 19 декабря 1980г., а программа определения пригодности выполнена
к маю 1981г. AFTI/F-16: единственный экземпляр самолета F-16А, модифицированный
компанией Дженерал Дайнемикс по контракту с ВВС США на исследование
новой технологии воздушной борьбы. Он дублировал Программу создания
перспективного истребителя с использованием новейших технологий (AFTI).
в действительности это был перспективный летательный аппарат с изменяемой
аэродинамической компоновкой (CCV - Control-Configured Vehicle), с
уникальной цифровой системой управления полетом, которая сделала его
первым боевым самолетом-истребителем, способным совершать плоские,
без крена повороты в процессе ведения стрельбы, и привнесла абсолютно
новые возможности в тактику воздушного боя. Первый полет по программе
AFTI был совершен 10 июля 1982г., и с тех пор самолет использовался
для испытаний большого количества перспективных технологий, включая
выполнение некоторых важных функций по голосу пилота.