Тип: одноместный штурмовик Силовая установка: один турбореактивный двигатель Армстронг Сиддли
Сапфир Sa.6 тягой 3629 кг (8000 фунтов). Летные данные: максимальная скорость 1120 км/час (696 миль/час); практический
потолок 14020 м (46000 футов); дальность полета с запасными топливными
баками 998 км (620 миль). Веса: пустого - 7040 кг (15520 фунтов); максимальный взлетный 11700
кг (25795 фунтов). Размеры: размах крыла 11,15 м (36 футов 7 дюймов); длина 14,25 м (46
футов 9 дюймов); высота 4,09 м (13 футов 5 дюймов); площадь крыла
29,77 кв. м (320,44 кв. фута). Вооружение: две пушки Испано-Сюиза (Hispano-Suiza) калибра 30 мм,
расположенные в носовой части, плюс до четырех бомб массой 500 кг
(1102 фунтов) на бомбодержателях под крыльями, или ракеты на креплениях
и скорострельная пусковая установка для 44 ракет калибра 68 мм (2,68
дюйма), установленная в фюзеляже.
В
1948 г. штаб ВВС Швейцарии распространил техническое задание на перехватчик-штурмовик
с коротким взлетом и посадкой. Компания FFA (Flug- und Fahrzeugwerke)
начала работу над конструкцией одноместного реактивного самолета с
прямым крылом. Опытный самолет (под обозначением FFA P-16-01), оснащенный
турбореактивным двигателем с осевым компрессором Армстронг Сиддли
Сапфир (Armstrong Siddeley Sapphire) тягой 3629 кг (8000 фунтов),
совершил свой первый полет 25 апреля 1955г. Разбег самолета Р-16 составлял
488 м (1600 футов), а пробег с тормозным парашютом - менее 305 м (1000
футов). Его замечательные летные характеристики связывались с очень
прочным тонким крылом малого удлинения, имевшим предкрылки и закрылки;
топливные баки, расположенные на концах крыла, не снимались, а для
использования самолета с грунтового покрытия на все стойки шасси были
установлены спаренные колеса. В марте 1956г. этот самолет проходил
оценочные испытания в ВВС Швейцарии, но результаты оказались малообнадеживающими.
А чуть позже, во время 22 испытательного полета, самолет разбился
в результате отказа двигателя, вызванного разрывом в топливной системе.
Началась работа над вторым опытным образцом, и самолет Р-16-02 поднялся
в воздух 16 июня 1956г.; 15 августа 1956г. во время 18-го полета он
первый раз превысил скорость звука на пикировании. Третий самолет
Р-16-03, оснащенный более мощным двигателем Сапфир Sa.7 тягой 4990
кг (11000 фунтов), впервые взлетел 4 апреля 1957г. В результате улучшения
летных характеристик швейцарское правительство в марте 1958г. заказало
100 таких самолетов, известных под обозначением P-16 Mk III, но неделю
спустя самолет Р-16-03 тоже разбился. Серийный заказ был немедленно
приостановлен и спустя два месяца отменен. Компания FFA и эксперты
из Королевского авиационного НИИ Великобритании в Фарнборо установили,
что система удовлетворяла конструкторским требованиям Великобритании,
опровергнув тем самым мнение швейцарской официальной группы расследования
причин катастрофы, чьи заключения послужили причиной отмены заказа.
Компания FFA внесла относительно простые изменения в гидравлическую
систему и по собственной инициативе построила два опытных самолета:
P-16-04, совершивший свой первый полет 8 июля 1959г., и Р-16-05, поднявшийся
в воздух в марте 1960г. Эта разработка в конце концов доказала свое
право на жизнь, но заказ не был возобновлен. В 1965г. сообщалось,
что компания Дженерал Электрик (General Electric) и компания FFA стали
сотрудничать в области разработки дозвукового штурмовика под обозначением
AJ-7, основанного на самолете Р-16, но из этого проекта ничего не
получилось. Конструкция его крыла продолжает использоваться в гораздо
более известном самолете Гейтс Лирджет (Gates Learjet) в результате
того, что в 1960г. Вильямом П. Лиром была создана швейцарско-американская
Авиационная корпорация (Swiss American Aviation Corporation) для производства
высокоскоростного административного самолета с двумя реактивными двигателями,
первоначально обозначенного как SAAC-23, а позднее как Лирджет 23.
Планировалось построить два опытных самолета при участии субподрядчиков
из различных стран Европы, но швейцарская сторона не оправдала надежд,
и корпорация Лир Джет (Lear Jet Corporation) была учреждена в Вичите
(штат Канзас).