Тип: двухместный реактивный учебно-
тренировочный и легкий штурмовой самолет. Силовая установка: два турбореактивных двигателя Турбомека Марбор
IIA (Turbomeca Marbore IIA) с тягой 400 кг (882 фунта). Летные данные: максимальная скорость на высоте 9150 м (30000 футов)
715 км/час (444 миль/час); начальная скороподъемность 1020 м (3345
футов) в минуту; практический потолок 11000 м (36090 футов); дальность
925 км (575 миль). Веса: снаряженного - 2150 кг (4740 фунтов); взлетный с подвесными
баками 3100 кг (6835 фунтов); максимальный взлетный 3200 кг (7055
фунтов). Размеры: размах крыла, включая концевые баки 12,12 м (39 футов 10
дюймов); длина самолета 10,06 м (33 фута); высота 2,80 м (9 футов
2 дюйма); площадь крыла 17,30 кв. м (186,1 кв. фута). Вооружение: два пулемета калибра 7,5 мм (0,295 дюйма) или 7,62 мм
(0,3 дюйма) в носовой части; ракеты, бомбы или ракеты Норд AS.11 на
подкрыльных узлах подвески.
Один
из наиболее широко применявшихся в свое время учебно-тренировочных
легких ударных самолетов Аэроспасьяль СМ.170 Магистр (впервые выпущенный
фирмой Эйр Фуга (Air Fouga) и затем производившийся фирмой Потез (Potez)
был спроектирован под требования французских ВВС на реактивный учебно-тренировочный
самолет (впервые в мире). Опытный образец совершил первый полет 23
июля 1952г., а предпроизводственная партия из 10 машин была заказана
в следующем году. Первоначальный заказ на 95 машин для ВВС Франции
был размещен в 1954г., и первый серийный экземпляр поднялся в воздух
13 января 1954г. Всего было изготовлено более 400 самолетов Магистр.
Специально оснащенная морская версия самолета выпускалась для морской
авиации под обозначением СМ.175 Зефир. Всего было построено два опытных
образца и 30 серийных машин этого варианта. С помощью этого самолета
летчики морской авиации получали начальный опыт боевых действий с
авианосцев. Учебно-тренировочный вариант Магистра изготавливался по
лицензии в Западной Германии фирмой Флюгцойг-Юнион-Зюд (Flugzeug-Union-Sud)
для летных школ Люфтваффе. Однако из-за переноса обучения летного
состава Люфтваффе в Соединенные Штаты в конце 1960-х гг. Магистр был
выведен из эксплуатации. Фирма Валмет (Valmet OY) в Финляндии построила
по лицензии 62 самолета Магистр (в дополнение к 18 закупленным во
Франции). Израильская авиационная промышленность построила много машин
для использования наряду с учебно-тренировочными целями и в качестве
легкого тактического самолета. Общий выпуск составил 916 машин. Магистр
- цельнометаллический самолет. Среднерасположенное крыло имело однощелевые
закрылки и воздушные тормозные щитки. V-образное хвостовое оперение
имело угол развала 110о. Топливо размещалось в двух фюзеляжных баках
емкостью 255 литров (56 галлонов) и 475 литров (104 галлона), а также
в двух баках на концах крыла, емкостью 125 литров (27,5 галлона) каждый.
Кабина экипажа с тандемным расположением кресел герметична, имела
систему кондиционирования воздуха и регулируемую индивидуальную подачу
кислорода. Кресла не катапультируемые. Коротковолновая радиосвязь,
оборудование для полета по приборам и радиокомпас являлись стандартным
набором для учебно-тренировочного варианта, в то же время УКВ-радиосвязь,
радионавигационная система ТАКАН и система опознавания "свой-чужой"
могли быть установлены на вооруженном Магистре, выступавшем в роли
легкого тактического самолета. Вооружение включало два пулемета калибра
7,5 мм (0,295 дюйма) или 7,62мм (0,3 дюйма), установленные в носу,
с боезапасом в 200 патронов к каждому. Гироскопическими прицелами
были снабжены оба места пилотов, заднее имело перископический прицел.
Подкрыльная артиллерийская нагрузка включала два контейнера Матра
Тайп 181 по восемнадцать 37-мм неуправляемых ракет, две пусковые установки,
каждая с семью 68-мм ракетами, четыре 25-кг (55 фунтов) ракеты класса
"воздух-земля", восемь 88-мм ракет, две 50-кг (110 фунтов)
бомбы, или две управляемые ракеты класса "воздух-поверхность"
Норд AS.11. Около 310 Магистров из 437 первоначально изготовленных
оставались на службе в Военно-воздушных силах Франции до середины
1980-х гг. Они долгое время использовались в летных учебно-тренировочных
подразделениях Бельгии и Финляндии. Израиль использовал наибольшее
количество самолетов Магистр в качестве легких штурмовиков. И сейчас
еще 80 машин остались на службе в качестве учебно-тренировочных и
боевых. Самолеты Магистр особенно успешно действовали во время Шестидневной
войны в июне 1967г., участвуя в атаках наземных целей арабов на обоих
фронтах: египетском и иорданском. Ирландский военно-воздушный корпус
также использует шесть самолетов Супер Магистр (Super Magister) в
качестве легких штурмовых/учебно-тренировочных. Супер Магистр - это
усовершенствованная модель самолета СМ.170 с двумя двигателями Марбор
VI (Marbor VI) с тягой 480 кг (1058 фунтов).