Самолет Болтон и Пол P.3 Боболинк заслуживает
упоминания как первый самолет компании Болтон и Пол, несмотря на то,
что был построен только как опытный экземпляр. Машина отличалась особым
приспособлением, которое позволяло пилоту сбрасывать главные топливные
баки в случае пожара во время полета. Самолет Боболинк, как и следовало
ожидать, имел ряд общих черт с самолетом Кэмел (Camel) и по летным
данным был сопоставим с самолетом Снайп (Snipe), но последний сочли
более подходящим для массового производства.
Тип: двухместный ночной истребитель. Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Роллс-Ройс Мерлин
XX мощностью 954 кВт (1280 л. с.). Летные данные: максимальная скорость на высоте 5790 м (19000 футов)
504 км/час (313 миль/час); крейсерская скорость 418 км/час (260 миль/час);
практический потолок 9250 м (30350 футов); дальность полета 748 км
(465 миль). Веса: пустого - 2849 кг (6282 фунта); максимальный взлетный 3821 кг
(8424 фунта). Размеры: размах крыла 11,99 м (39 футов 4 дюйма); длина 10,77 м (35
футов 4 дюйма); высота 3,45 м (11 футов 4 дюйма); площадь крыла 23,23
кв.м (250 кв. футов). Вооружение: четыре пулемета Браунинг (Browning) калибра 7,7 мм (0,303
дюйма), установленных в надфюзеляжной турели с силовым приводом.
В
1935г. впервые была выдвинута новая тактическая концепция, в соответствии
с которой истребители должны были оснащаться многопулеметной турелью
с силовым приводом. Это давало несколько преимуществ: во-первых, освобождало
пилота от необходимости одновременно управлять самолетом и заниматься
поиском, сопровождением и поражением цели; во-вторых, появлялась возможность
пользоваться вооружением как для нападения, так и для защиты, причем
сектор обстрела был несравненно больше, чем при неподвижных турелях.
Сама идея турели с силовым приводом не была совершенно новой, биплан
Хоукер Демон (Hawker Demon) оснащался подобным образом еще в 1934г.
Поэтому, когда Министерство авиации Великобритании выпустило техническое
задание, в соответствии с которым требовалось построить двухместный
истребитель, оснащенный турелью с силовым приводом, обе компании -
Болтон Пол (Boulton Paul) и Хоукер - представили свои проекты. Однако
опытному самолету Хотспер (Hotspur) компании Хоукер не пришлось соперничать
с двумя самолетами, заказанными фирме Болтон Пол. Дело было, главным
образом, в том, что предприятия компании Хоукер не обладали достаточной
производственной мощностью, поэтому самолет Хотспер был отвергнут.
Первая из опытных машин Болтон Пол Р.82 Дифайэнт поднялась в воздух
11 августа 1937г. Это был цельнометаллический свободнонесущий низкоплан
с убирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом и рядным двигателем
Роллс-Ройс Мерлин I мощностью 768 кВт (1030 л. с.); второй опытный
самолет имел двигатель Мерлин II. В фюзеляжах обоих самолетов позади
кабины летчика размещались большие и тяжелые четырехствольные турели.
Вес турелей и высокий уровень лобового сопротивления существенно ограничивали
скорость самолета и его маневренность. Первый серийный дневной истребитель
Дифайэнт F.Mk I поднялся в воздух 30 июля 1939г., а в мае 1940г. эти
машины начали участвовать в боевых действиях. Истребители, атаковавшие
самолеты Дифайэнт традиционно из задней полусферы, неожиданно встречали
сильный огонь из четырех пулеметов: по некоторым сообщениям, в один
из дней было сбито 38 самолетов противника, а всего до конца мая 1940г.
- 65. Однако достигнутое превосходство в воздухе оказалось лишь временным:
пилотам истребителей Люфтваффе понадобилось немного времени, чтобы
обнаружить возможность совершенно безнаказанно атаковать истребители
Дифайэнт в лоб или снизу. Тогда было принято решение использовать
Дифайэнт в качестве ночного истребителя, и на многих самолетах Mk
I были установлены сравнительно новые и совершенно секретные радары
типа AI, а именно AI Mk IV или Mk VI; оснащенные таким образом самолеты
получили наименование Дифайэнт NF. Mk IA. Была предпринята попытка
улучшить летные данные самолетов Дифайэнт, для чего два истребителя
Mk I были переоборудованы и превратились в новые опытные самолеты
модификации Дифайэнт Mk II. На них устанавливался более мощный двигатель
Мерлин (Merlin) XX, увеличивался запас горючего, самолеты оснащались
рулем поворота большей площади; были модифи- цированы система охлаждения
двигателя и топливная система. Первый полет нового самолета состоялся
20 июля 1940г. Всего было построено 210 машин, многие из которых впоследствии
были переделаны в буксировщики мишеней с обозначением Дифайэнт ТТ.Mk
I. Кроме того, еще 150 самолетов Mk I были переоборудованы для буксировки
мишеней, получив обозначение Дифайэнт ТТ.Mk III, и построены 140 новых
серийных самолетов TT Mk I; общий выпуск самолетов данного типа к
моменту прекращения производства в 1943г. составил 1065 машин.