Тип: одноместный истребитель. Силовая установка: один 14-цилиндровый звездообразный поршневой двигатель
Фиат A.74 R1C 38 мощностью 626 кВт (840л.с.). Летные данные: максимальная скорость на высоте 5000 м (16405 футов)
430 км/час (267 миль/час); время подъема на высоту 6000 м (19685 футов)
8 минут 40 секунд; практический потолок 10200 м (33465 футов); дальность
полета 775 км (482 мили). Веса: снаряженного - 1782 кг (3929 фунтов); максимальный взлетный
2295 кг (5060 фунтов). Размеры: размах крыла 9,7 м (31 фут 10 дюймов); длина 8,27 м (27 футов
1,5 дюйма); высота 3,59 м (11 футов 9,25 дюйма); площадь крыла 22,4
кв. м (241,12 кв. фута). Вооружение: два синхронных пулемета Бреда-SAFAT (Breda-SAFAT) калибра
12,7 мм (0,5 дюйма).
Разработанный
Челестино Росателли по техническому заданию итальянского министерства
авиации, самолет Фиат CR.42 возник из ошибочного убеждения, что все
еще существует потребность в высокоманевренном истребителе-биплане.
Это убеждение подпитывалось достижениями истребителей-бипланов, принимавших
участие в воздушных боях, которые бушевали над Испанией с 1936г. Опытный
экземпляр самолета совершил свой первый полет 23 мая 1938г. CR.42
разрабатывался на основе более ранней модели CR.32 и экспериментальных
истребителей CR.40 и CR.41, которые были оснащены звездообразными
двигателями. Основная конструкция была металлической со смешанной
металло-полотняной обшивкой. Главные стойки ширококолейного шасси
были снабжены жидкостно-газовыми амортизаторами; и стойки, и колеса
имели обтекатели. Тяга создавалась звездообразным двигателем Фиат
A.74 R1C 38, закрытым длинным обтекаемым кожухом. После серии успешных
испытательных полетов было заказано 200 серийных машин, и первый из
самолетов этой серии покинул завод в Турине в феврале 1939г. Окончательная
цифра производства самолетов CR.42, в соответствии с данными компании
Фиат, составила 1781 экземпляр всех вариантов, включая приблизительно
150 машин, построенных в течение 1943-44гг. для Люфтваффе. В конце
1939г. Бельгия заказала 40, а Венгрия - 68 самолетов CR.42; поддерживавшая
нейтралитет Швеция получила первые пять машин по контракту на 72 самолета
CR.42 в феврале 1940г., хотя заключительные поставки не были сделаны
вплоть до сентября 1941г. Эти самолеты получили обозначение J 11.
Когда 10 июня 1940г. Италия вступила в войну, 272 самолета CR.42 находились
в составе истребительных эскадрилий, они атаковали цели на юге Франции.
Их участие в войне против Великобритании было не особенно эффективным.
Затем самолеты CR.42 принимали участие в греческой кампании и войне
в Ливии. В июле 1941г. первые CR.42 AS, приспособленные для североафриканского
театра боевых действий, начали прибывать в Ливию. Они имели тропические
пылеулавливатели и были снабжены бомбодержателями для двух бомб массой
100 кг (220 фунтов). Но по мере того, как крепли британские ВВС, функции
CR.42 все более и более ограничивались. С сентября 1942г. потери стали
очень тяжелыми, и уцелели только 82 самолета, которые в январе 1943г.
были эвакуированы в Италию. Самолеты продолжали использоваться в Греции,
Албании и Югославии; другие CR.42 были размещены на Сицилии для ведения
боевых действий против Мальты. Несмотря на продолжавшееся производство,
к моменту заключения Италией мира в сентябре 1943г. только 64 самолета
CR.42 оставались в эксплуатации. Последние вылеты эти истребители
совершили в мае 1945г.
ВАРИАНТЫ CR.42 Качья-Бомбардьере (Caccia-Bombardiere): ранняя разработка для
перевозки 200 кг (441 фунт) бомбовой нагрузки; присоединился к операциям
в Северной Африке весной 1941г. и имел два подкрыльных бомбодержателя
для бомб массой 50 кг (110 фунтов) или 100 кг (220 фунтов). CR.42
AS: усовершенствованный истребитель-бомбардировщик с тропическим карбюратором,
пылеулавливателями и бомбодержателями для двух бомб массой по 100
кг (220 фунтов); строились в значительных количествах с мая 1941г.
CR.42 CN: вариант ночного истребителя с гасителем выхлопного факела,
радиопередатчиком и небольшими подкрыльными прожекторами. CR.42 DB: поднявшись в воздух в марте 1941г., этот единственный опытный самолет
с двигателем Даймлер-Бенц (Daimler-Benz) DB 601E мощностью 865 кВт
(1160 л.с.) продемонстрировал максимальную скорость около 515 км/час
(320 миль/час). CR.42I: самолет CR.42, смонтированный на двойных поплавках;
разработан CMASA, филиалом фирмы Фиат, который специализировался на
производстве гидросамолетов. Он был испытан в 1940г., но не был запущен
в серийное производство. CR.42 LW: обозначение ночного штурмовика
и самолета для борьбы с партизанами; выпущен фирмой Фиат для Люфтваффе
после того, как итальянская авиационная промышленность в Северной
Италии попала под контроль Германии; бомбовая нагрузка как у модели
CR.42 AS. CR.42 двухместный (two-seater): небольшое число шведских
самолетов CR.42, уцелевших до окончания Второй мировой войны и переделанных
в буксировщики мишеней; несколько итальянских самолетов были превращены
в двухместные самолеты связи с открытой второй кабиной, расположенной
непосредственно позади кабины пилота.