Тип: одноместный истребитель/ истребитель-
бомбардировщик. Силовая установка: один рядный поршневой двигатель Аллисон (Allison)
V-1710-83 мощностью 895 кВт (1200 л. с.). Летные данные: максимальная скорость на высоте 2895 м (9500 футов)
621 км/час (386 миль/час); крейсерская скорость 322 км/час (200 миль/час);
практический потолок 10970 м (36000 футов); дальность полета 1046
км (650 миль). Веса: пустого - 2545 кг (5610 фунтов); максимальный взлетный 3810
кг (8400 фунтов). Размеры: размах крыла 10,36 м (34 фута); длина 9,19 м (30 футов 2
дюйма); высота 3,61 м (11 футов 10 дюймов); площадь крыла 19,79 кв.
м (213 кв. футов). Вооружение: одна 37-мм пушка Т9, два пулемета калибра 12,7 мм (0,5
дюйма) и четыре пулемета калибра 7,62 мм (0,3 дюйма); подвеска для
одной бомбы весом 227 кг (500 фунтов).
Самолет
Белл P-39 Эйракобра был самым уникальным среди истребителей Армии
США времен Второй мировой войны благодаря своей силовой установке
и шасси с носовой стойкой. Он также считался истребителем с большой
огневой мощью. В начале 1935г. корпорация Белл Эйркрафт (Bell Aircraft
Corporation) приступила к созданию истребителя, вооруженного 37-мм
пушкой T9 корпорации Американ Армамент (American Armament Corporation),
стрелявшей через втулку воздушного винта, и двумя синхронизированными
пулеметами калибра 12,7 мм (0,5 дюйма), установленными в носовой части
фюзеляжа. Чтобы разместить пушку, двигатель пришлось установить внутри
фюзеляжа над задней частью центроплана низкорасположенного крыла.
Воздушный винт приводился в движение с помощью длинного вала, проходившего
под полом кабины пилота. Такая компоновка самолета вызвала необходимость
использования шасси с носовой стойкой, для размещения которого требовалось
соответствующее пространство в носовой части фюзеляжа. 7 октября 1937г.
фирма Белл получила заказ на опытный экземпляр самолета Белл XP-39
(Модель 12), который совершил свой первый полет 6 апреля 1938г. После
интенсивных испытаний были заказаны еще 12 предсерийных самолетов
YP-39 и один экземпляр YP-39A без турбонагнетателя для двигателя Аллисон
(Allison) V-1710. Национальный консультативный комитет США по аэронавтике
провел собственные исследования этого самолета и рекомендовал внести
изменения. Они заключались в оборудовании главных стоек шасси обтекателями
(в выпущенном положении), использовании низкопрофильного фонаря кабины,
переносе в другое место воздухозаборников двигателя и охлаждающих
радиаторов, а также в удалении турбонагнетателя. Первый модифици-
рованный экземпляр XP-39B был испытан и продемонстрировал возросшие
летные характеристики. Тринадцать предсерийных машин YP-39 были оснащены
двумя дополнительными пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 мм), установленными
в носовой части фюзеляжа. Десятого августа 1939г. был заключен контракт
на серийное производство 80 новых истребителей первоначально. Первые
20 машин, укомплектованные в соответствии со стандартом XP- 39B, были
названы P-39C (Модель 13). Оставшиеся 60 самолетов были оснащены еще
двумя пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), протектированными топливными
баками и подфюзеляжным узлом для подвески бомбы массой 227 кг (500
фунтов) или сбрасываемого топливного бака объемом 284 литра. Самолет
с такими изменениями получил обозначение P-39D (Модель 15). Заказ
на 369 самолетов P-39D поступил в сентябре 1940г., и семь месяцев
спустя начались их первые поставки. Британия заказала 675 истребителей
Модель 14, сходных с самолетом P-39D, но у которых была 20-мм пушка
и шесть пулеметов калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). Самолеты Эйракобра
начали поступать в Великобританию в июле 1941г. Сразу же после их
введения в эксплуатацию стала понятна ошибочность решения об удалении
турбонагнетателя у двигателя, так как самолет имел недостаточную скороподъемность
и неприемлемые высотные летные характеристики. Только около 80 машин
из всего заказа были приняты на вооружение Королевских ВВС, которые
уже в марте 1942г. переоснастили свои истребительные эскадрильи самолетами
Супермарин Спитфайер (Supermarine Spitfire). С другой стороны, более
чем 250 самолетов Модель 14A в соответствии с программой военной помощи
были поставлены Британией ВВС СССР, около 200 машин в конце 1942г.
нашли применение в английской авиации и почти 200 самолетов были вновь приобретены ВВС США после того, как в декабре 1941г. эта страна вступила
во Вторую мировую войну. Эти экс-британские самолеты Эйракобра получили
обозначение P-400. Самолет производился в больших количествах. Всего
до завершения серийного производства было собрано 9558 истребителей
Эйракобра. При этом несколько вариантов, описанных ниже, не имели
значительных изменений в проекте. Вместо самолетов P-39D начали производиться
P-39F, которых было собрано 229 экземпляров. В основном похожий, он
отличался от предыдущего тем, что имел воздушный винт Аэропродактс
(Aeroproducts) с изменяемым шагом и гидравлическим управлением вместо
винта Кёртисс ранних моделей. Самолеты P-39J (25 экземпляров) имели
другой вариант двигателя Аллисон V-1710. Модели P-39K (210 машин)
и P-39L (250 машин), первоначально заказанные под обозначением P-39G
(Модель 26), отличались некоторым оборудованием и установкой более
мощного двигателя V-1710-63, причем первый из них имел воздушный винт
Аэропродактс, а последний - винт Кёртисс. Самолет P-39M (построено
240 машин) имел маломощный двигатель V-1710-83 и воздушный винт большего
диаметра. Последние серийные варианты - P-39N и P-39Q были созданы
в большом количестве для поставки ВВС СССР по ленд-лизу. Для улучшения
летных характеристик самолет P-39N имел уменьшенную массу горючего
и броневой защиты, а самолет P-39Q мог быть легко узнан благодаря
двум подкрыльевым обтекателям, в каждом из которых размещался пулемет
калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Из общего количества произведенных самолетов
P-39 4773 машины были поставлены в Советский Союз. В числе вариантов
самолета были три экспериментальных образца XP-39E с крылом ламинарного
обтекания и оснащенные двигателем Континентал IV-1430-1 (Continental
IV-1430-1), и небольшое число двухместных тренировочных самолетов
TP-39F и RP-39Q. Семь истребителей P-39 под обозначением F2L были
поставлены ВМФ США для использования в качестве управляемых воздушных
мишеней. Был изготовлен единственный экземпляр палубного истребителя
XFL-1 Эйрабонита (Airabonita), оборудованный шасси с хвостовым колесом,
имевший усиленный фюзеляж и тормозной крюк. Самолет впервые поднялся
в воздух 13 мая 1940г., но его производство не было начато. Под обозначением
A-7 была предложена радиоуправляемая воздушная мишень, но до стадии
выполнения в металле она так и не была доведена. Несмотря на то, что
без турбонагнетателя потенциал самолета Эйракобра как истребителя
оказался ограниченным, в конце 1942г. он успешно использовался в Северной
Африке в качестве штурмовика, а также на Тихом океане. По 150 машин
на последних этапах войны были поставлены ВВС Франции и Италии.