История действий на море в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г. (Страница 1)
На главную | Гостевая | Форум | Чат | Статьи на различные темы о оружии | Портал WeaponsAS - Тоp сайтов | Обмен ссылками |

История действий на море в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г. | Страница 1 | Страница 2

ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА ВОЙНЫ

*****1895*****

В результате победоносной войны с Китаем в 1894-1895 г.г., Япония на основании заключённого в Симоносеки 5 апреля 1895 г. Симоносекского договора1 овладела на берегах Жёлтого моря, районом стратегического морского базирования в Маньчжурии2 и военно-морской базой на Ляодунском полуострове - Люйшунем (более известным европейцам как Порт-Артур3). Также к Японии отошли острова: Формоза (Тайвань) и Пескадоры (Пенхуледао). Кроме того, Китай признавал полную независимость вассальной Кореи и выплачивал военную контрибуцию в размере 200 миллионов лянов серебром, открывал для японской торговли четыре порта: (Шаши, Чунцин, Сучжоу и Ханчжоу), отдавал под временную оккупацию Вэйхайвэй4, а также освобождал задержанных японских шпионов и сотрудничавших с ними китайских ренегатов.
Такие тяжёлые условия мирного договора вызвали протест "Великих держав", которые были неприятно поражены алчностью своего азиатского соседа. Действия японцев, также противоречили интересам Российского правительства, которое "предпочитало иметь близ своих границ более слабого соседа (Корею и Китай), чем более сильного (Японию)". Предпринятый Россией в Токио 11 апреля 1895 г., при поддержке Франции и Германии, дипломатический демарш (аргументированный тем, что захват Ляодуня Японией, создаст угрозу китайской столице - Пекину и сделает призрачной независимость Кореи) и демонстрация силы5, вынудили Японию 26 апреля 1895 г. отказаться6 от притязаний на Ляодун и заключить в Пекине 27 октября 1895 г. Ляодунскую конвенцию, что крайне обострило отношения между двумя державами. С этого момента Япония, осознав свою военную слабость в дальневосточном регионе, принялась энергично наращивать мощь, своих военно-морских сил.
В связи с этим, в конце 1895 г., Японское правительство принимает 1-ую кораблестроительную программу сроком на 7 лет, согласно которой государством выделялось 95 млн. иен. Россия также начинает усиливать свой флот Балтийского моря (в связи с продолжающимся сохраняться превосходством Германского флота) и принимает дополнительную к 1882 г. программу судостроения на ближайшие 7 лет.

*****1896*****

После окончания Японо-Китайской войны, Корея формально обрела независимость от Китая. Корейский ван ("князь") Коджон укрывшийся7 в Российской дипломатической миссии, всё более и более подпадал под Русское влияние, в результате чего в Корее начинает сокращаться количество японских войск, корейский ван отказывается от японских военных инструкторов, ведутся переговоры о предоставлении Россией займа для Кореи (для погашения долга Японии). Япония в свою очередь ощутив, что она теряет контроль над Кореей, решает путём дипломатических переговоров найти точки сближения с Россией. Первостепенной задачей для Японии было: оградить корейского вана от российской опеки и добиться гарантированного присутствия своих войск в Корее. Результатом японской политики стал подписанный в Сеуле 2 мая 1896 г. Русско-Японский меморандум, в котором было зафиксировано, предложение корейскому вану вернуться в свой дворец, а также разрешение на размещение японской стражи для охраны японских поселений в Корее и право России иметь в Корее "для охраны Российской дипломатической миссии и посольств" свою военную стражу, не превышающую, однако, численности японских войск, которые находились в тех-же местностях.
Россия отстоявшая для Китая Ляодунский полуостров, всё больше и больше завоёвывала симпатии китайского правительства8. 22 мая 1896 г. Россия и Китайская империя заключили в Москве Секретный оборонительный союз против Японии. Оба государства брали на себя обязательства о поддержке друг друга сухопутными и морскими силами, в случае "всякого нападения Японии как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территорию Китая или Кореи". Также Россия получила концессию на строительство через Маньчжурию, из Забайкалья до Владивостока9 ставшей впоследствии знаменитой Китайско-Восточной железной дороги (К.В.Ж.Д.) "для быстрой перевозки русских войск".
Япония продолжая наращивать политику своего присутствия в Корее, отправила в Россию по случаю коронации Николая II, фельдмаршала Аритомо Ямагата для заключения нового корейского соглашения10. В это-же время велись и Российско-Корейские переговоры11, но судьба Кореи в данный момент, пока не особо заботила российскую дипломатию. 28 мая 1896 г. Россия и Япония подписали Секретный Московский протокол, по которому Россия и Япония договорились в случае отправки своих войск в Корею предварительно согласовать этот вопрос между собой. Обоим сторонам предоставлялось право вводить в Корею равное количество войск в случае "возникновения в ней внутренних или внешних осложнений. При этом между войсками должна была оставаться полоса, свободная от оккупации". Таким образом эти договоры подтверждали равенство обоих государств в Корее. Фактически Россия и Япония устанавливали военный контроль над Кореей.
27 августа 1896 г. в Берлине был подписан Контракт на постройку и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги. Контракт должен был завуалировать тот факт, что концессия на железную дорогу от Читы до Владивостока через Маньчжурию передается по существу России. Юридически это было оформлено как передача концессии специальному "Обществу Китайской Восточной железной дороги" и Русско-Китайскому банку. Финансировать строительство должен был только Русско-Китайский банк. Банк мог учредить Общество К.В.Ж.Д., акции общества могли приобретать как китайские, так и русские подданные. Китаю предусматривалась возможность выкупа К.В.Ж.Д. через 36 лет, после окончания её строительства (после полного возмещения всех затрат на строительство дороги и уплаты всех сделанных К.В.Ж.Д. долгов с процентами), а спустя 80 лет после начала эксплуатации, К.В.Ж.Д. бесплатно передавалась Китайской стороне. По Берлинскому соглашению России не разрешалось иметь свои войска на территории Северной Маньчжурии, где предпологалось строительство12. После окончания работ была возможна только лишь транзитная перевозка войск между станциями на российской территории, "без остановок в пути под каким бы то ни было предлогом".
29 августа 1896 г. от Корейского правительства была получена концессия на эксплуатацию лесов на реке Тумень (кит. Тумыньцзян, кор. Туманган), у пограничной реки Ялу (кит. Ялуцзян, кор. Амноккан) и о-ве Дажелет (кор. Уллындо, яп. Мацусима)13.
В связи с усилением кораблестроительных программ Германии и России, Япония решила ещё более усилить свой флот и приняла 2-ую кораблестроительную программу сроком на 9 лет, для чего из казны отпускалось уже 118 млн. иен. Одновременно Япония начала форсированное строительство, модернизацию и укрепление своих крепостей и портов14.

*****1897*****

2 ноября 1897 г. Германская эскадра на юге Шаньдунского полуострова захватила15 область Цзяочжоу с портом Циндао (кит. Киао-Чао). В тот-же день в Царском Селе состоялось особое совещание, которое должно было определить дальнейшие направления, дальневосточной внешней политики России в изменившихся условиях. Китайское правительство обратилось к России, как союзнику, за помощью, но Российское правительство, не прореагировало на Китайскую просьбу. 22 февраля 1898 г. этот порт (Циндао) вместе с 50-километровой полосой вокруг залива был "сдан в аренду" Германии на 99 лет, с правом на сооружение военно-морской базы. Китай был вынужден предоставить немецкому капиталу монопольные права на железнодорожное строительство и разработку естественных богатств Шаньдунского полуострова.
В ноябре 1897 г. от русского посланника в Китае А.И.Павлова стали поступать тревожные сведения об активизации действий английского флота. Одно из судов "Владычицы морей" (канонерская лодка "Дафнэ") посетило Порт-Артур. В России возникло беспокойство по поводу того, что Англия намеревается по примеру Германии захватить Порт-Артур.
29 ноября 1897 г. начальник эскадры Тихого океана контр-адмирал Ф.В.Дубасов получил приказ на основании уже полученного разрешения китайского правительства направить отряд из трёх кораблей в Порт-Артур и не допустить возможного захвата его англичанами. Отряд кораблей под командой контр-адмирала М.А.Реунова в составе: крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Корнилов" и канонерской лодки "Отважный" 3 декабря 1897 г. бросил якорь на внешнем рейде крепости и остался там зимовать16. Второй отряд в составе: крейсера "Дмитрий Донской" и канонерских лодок "Сивуч" и "Гремящий", занял рейд города Талиенван (кит. Даляньвань).
17 декабря 1897 г. два английских крейсера прибывают на внешний рейд Порт-Артура, но китайцы запрещают им вход в гавань. Несмотря на это, один из них заходит на внутренний рейд, где стоят три русских военных корабля. Три часа командир английского отряда проверяет, насколько крепки нервы русских моряков, затем покидает порт.
18 декабря 1897 г. английская эскадра бросает якорь в Чемульпо. Японский флот приводится в состояние боевой готовности. Из состава русской эскадры Средиземного моря на Дальний Восток немедленно отправляются два эскадренных броненосца: "Сисой Великий" и "Наварин".

*****1898*****

26 января 1898 г. эскадра Тихого океана под флагом контр-адмирала Ф.В.Дубасова почти в полном составе собирается на рейде Порт-Артура.
На двусторонних переговорах 1897-1898 г.г., о предоставлении Китаю денежного займа, Россия неожиданно выдвинула требование аренды южной части Ляодунского п-ова (Квантунский п-ов)17 и проведения железнодорожной ветки от трассы К.В.Ж.Д. (от Харбина до Порт-Артура). Но Китай, который в то время остро нуждавшийся в деньгах для выплаты 2-ой части контрибуции Японии, не пошёл на столь невыгодную сделку. Тогда в борьбу за заем вступила Англия. 17 февраля 1898 г. Китай оформил заем у англо-германского Гонконг-Шанхайского банка, после чего внимание Англии к Порт-Артуру ослабло.
24 февраля 1898 г. на совещании у Великого Князя Алексея Александровича было принято окончательное решение об аренде Квантуна. Китай однако, затягивал18 переговоры по уступке полуострова. В связи с этим в распоряжение контр-адмирала Ф.В.Дубасова был направлен военный десант для занятия Квантуна силой19. Высадка десанта намечалась на 15 марта, но уже 11 марта А.И.Павлову удалось добиться уступки мирным путём. 15 марта в Пекине стороны подписали20 Русско-Китайскую конвенцию, согласно которой территория Квантунского полуострова с прилегающими островами: Эллиот, Блонд, Саншантао, Роунд, Кепп, Мурчисон и других, передавалась России в аренду на 25 лет. Конвенция закрепляла за Россией приобретение портов: Порт-Артур и Талиенван и давала право на строительство южной ветви К.В.Ж.Д. - Южно-Маньчжурской железной дороги (Ю.М.Ж.Д.) от Харбина к Порт-Артуру. Главные силы русских Морских сил в Тихом океане получили на побережье Желтого моря практически незамерзающую (в отличие от Владивостока) базу21.
Занятие Квантунского п-ова Россией вызвало на Японских островах очередной взрыв народного возмущения: "Занятие вами Порт-Артура проложило глубокую борозду между Россией и Японией... Это занятие породило в японцах и несомненную жажду мщения" - говорил японский посланник в Лондоне виконт Хаяси российскому посланнику.
После двухлетнего сближения с Кореей, позиции России, в результате грамотно спланированной политики Англии и Японии, стали заметно ослабевать. Ведя за спиной корейского вана "двойную политическую игру" с Японией, Россия "добилась того", что 11 марта 1898 г. российские военные и финансовые советники были вынуждены покинуть Сеул. Вместе с ними свою работу завершил финансовый советник корейского правительства К.А.Алексеев. Русско-Корейский банк, несмотря на то, что формально он не был ликвидирован, фактически прекратил свою работу22. Япония моментально решила воспользоваться сложившейся ситуацией для новой попытки соглашения с Россией о Корее.
16 марта 1898 г. в Порт-Артуре - над Золотой горой под гром приветственного салюта и раскатистое "Ура!" взвился Андреевский флаг. Занятие крепости позволило отказаться от использования русскими кораблями в зимнее время японского порта Нагасаки. Политическое и военное руководство России решило сделать Порт-Артур основной военно-морской базой Морских сил в Тихом океане, а недалеко от города Талиенван построить коммерческий порт Дальний (кит. Далянь, яп. Дайрен), который будет открыт для широкой международной торговли. Территорию Квантунского п-ова под названием Квантунской области включили в состав России. Особая комиссия установила точные границы области23, после чего было введено гражданское управление в лице генерал-адъютанта вице-адмирала Е.И.Алексеева, принявшего также на себя командование Морскими силами в Тихом океане.
22 марта 1898 г. по предварительному согласованию с Японией, Англия решила в противовес Российскому Порт-Артурскому захвату, занять порт Вэйхайвэй с установлением своего контроля над бассейном реки Янцзы. 18 мая 1898 г. Англия получила право "аренды" порта Вэйхайвэй ("до момента окончания аренды Россией Порт-Артура"). 28 мая 1898 г. Лондон добился от Пекина 99-летней аренды значительной части полуострова Цзюлун (или иначе Коулун, район современного г. Сянгана), расположенного на материке напротив британской островной колонии Гонконг на юге Китая.
29 марта 1898 г. Франция на побережье провинции Гуандун (близ о. Хайнань), завладела (99-летняя аренда) морской базой Гуанчжоу и железнодорожными концессиями в приграничных с французским Индокитаем китайских провинциях.
13 апреля 1898 г. для успокоения возмущённой Японии (захват Порт-Артура) Россия подписала в Токио новое Русско-Японское соглашение по вопросу Кореи, по которому из Сеула официально отзывались русские финансовые и военные советники, а японский капитал получал возможность широкой промышленной и торговой экспансии. Соглашение признавало независимость Кореи и обязывало обе державы (Япония и Россия) воздерживаться от вмешательства в её внутренние дела.
13 августа 1898 г. Япония заручилась обязательством Китая не отчуждать в пользу третьей державы территории в провинции Фуцзянь (напротив о. Формоза).
В связи с усилением ассигнований Японии на строительство своего флота, Россия принимает ответный шаг и утверждает специальную "Объединнённую" программу (объеденив её с проектом 1895 года) "для нужд Дальнего Востока" сроком на 7 лет.24

*****1900*****

В мае 1900 г. иностранное вмешательство вызвало в Китае мощное крестьянское восстание. Инициатором восстания явилось тайное религиозное общество "Ихэцюань" ("Кулак во имя справедливости и мира"). Позже повстанческие отряды были переименованы в "Ихэтуани" ("Отряды справедливости и согласия"). Так как в название общества входило слово "цюань" (кулак), иностранцы назвали восстание "боксёрским".
22 мая 1900 г. "боксёры" дошли до Пекина, по пути подвергая истреблению всех иностранных граждан и христиан-китайцев. В самом Пекине под лозунгом: "ИЗГНАНИЯ ЗАМОРСКИХ ДЬЯВОЛОВ" восставшие осадили районы проживания дипломатов (погибли послы Германии-Кеттелер и Японии-Сугияма). Тогда в близлежащем порту Таку (кит. Тяньцзинь) из моряков стоявших там иностранных каконерок был сформирован сводный отряд (2100 человек) под командованием английского вице-адмирала Е.Сеймура. 28 мая сводный отряд, который направился железной дорогой к Пекину, был заблокирован китайцами на станции Лонгфанг.
4 июня 1900 г. канонерские лодки союзников-европейцев под общим командованием капитана 1 ранга К.Р.Добровольского, подвергли бомбардировке форты Таку и после артиллерийской дуэли, экипажи канонерок высадили десант для захвата города.
8 июня 1900 г. данная операция (обстрел и захват Таку) послужила причиной объявления Китаем войны державам-интервентам.
9 июня 1900 г. войска Хэйлунцзянскго "цзяньцзюня" (генерал-губернатора) Шоу Шаня напали на русские береговые посты у города Айгунь, затем в течении 2-ух недель обстреливали через реку Амур город Благовещенск. Дело дошло до того, что войска Шоу Шаня переправились через Амур и атаковали Благовещенск, но были сразу же наголову разбиты и им пришлось спасаться бегством обратно через реку.
13 июня 1900 г. Российское правительство объявив25 мобилизацию 6 армейских корпусов, 4 июля 1900 г. временно ввело в Маньчжурию - в зону К.В.Ж.Д., свои войска 30000 человек26. Отряд П.К. фон Ренненкампфа состоящий из 450 казаков и конной батареи, сперва разбил оборонявшихся китайцев на Малом Хингане, а затем в постоянных перестрелках за 3 недели прошёл 400 километров и 16 августа 1900 г. с налёта взял г. Цицикар. Армия и речной флот Шоу Шаня были разбиты русскими наголову. Сам Шоу Шань, оказавшись в безвыходном положении, покончил с собой, проглотив заострённый золотой самородок. Дальнейшие бои свелись к искоренению партизанщины: 24 августа генерал-лейтенант Г.К.Штакельберг занял Бейтан, 27 августа конный отряд подполковника В.Е.Флуга с налёта взял Лутай, а 5 сентября генерал-майор Церпитский овладел Шанхайгуаном на границе с Маньчжурией.
В целях освобождения осаждённых в Пекине дипломатических миссий, заинтересованные страны стали спешно готовить вооружённую интервенцию. Под командованием генерал-фельдмаршала фон Вальдерзее, союзные воинские контингенты отправились в Китай. Но не дожидаясь подхода основных союзных сил, из захваченного союзниками порта Таку на Пекин, выступил международный 19-тысячный экспедиционный корпус под командованием командира 1-го Восточно-Сибирского стрелкового корпуса генерал-лейтенанта Н.П.Линевича. 1 сентября 1900 г. союзники штурмом овладели китайской столицей и освободили дипломатический квартал, защитники которого мужественно выдержали 54-дневную осаду. Столица Китая была разделена союзным командованием на пять участков с назначением в каждый из них военного губернатора. Прибывший в уже освобождённый Пекин, генерал-фельдмаршал фон Вальдерзее, начал проводить карательные экспедиции против близлежащих уездов, которые находились в руках повстанцев. Бежавшая в Сиань вдовствующая китайская императрица-регентша Цы Си, издала указ, обвинявший "ихэтуаней" во всех бедах страны и призывавший государственных чиновников к беспощадной расправе над ними.
После подавления восстания была усилена охранная стража К.В.Ж.Д.. Нападения хунхузов-разбойников на посты охраны К.В.Ж.Д. первоначально происходили очень часто27.
Пекин, Таку и другие важные пункты столичной провинции Чжили оказались оккупированными международным экспедиционным корпусом, численностью до 70000 человек. Дальнейшее пребывание его там беспокоило Российское правительство.
12 августа 1900 г. министр иностранных дел России граф В.Н.Ламздорф циркулярно уведомил союзные державы, что русские войска отзываются из Пекина и что они покинут Маньчжурию, как только там будет восстановлен прежний порядок, предложив при этом без промедления вывести все иностранные войска из Пекина. Союзные державы отвергли российское предложение28 и русские войска покинули китайскую столицу одни.
27 октября 1900 г. через адмирала Е.И.Алексеева правительство России заключило временное "Местное соглашение" с Мукденским "цзяньцзюнем" Цзеном, по которому в регионе восстанавливалась китайская администрация, но она должна была находиться под полным контролем России. После этого Санкт-Петербург попытался подписать новое межгосударственное соглашение с официальным Пекином о Маньчжурии.

*****1901*****

26 января 1901 г. Россия предложила Китаю проект (первого) соглашения о Маньчжурии, основными пунктами в котором являлись: 1) отказ Китая от предоставления концессий в Маньчжурии, Монголии и в пограничных с Россией провинциях Западного Китая; в этих областях Китай без согласия России не должен был предоставлять иностранцам никаких железорудных и горнорудных концессий; 2) согласие Китая на уплату убытков, причиненных России в ходе восстания, посредством предоставления новых концессий на постройку железной дороги от К.В.Ж.Д. к Пекину; 3) вывод китайских войск из Маньчжурии до полного окончания постройки К.В.Ж.Д. и ограничения их числа после этого срока по соглашению с Россией; смена любых местных властей в Маньчжурии по первому требованию русского правительства. На этих условиях русское правительство согласилось-бы вывести свои войска из Маньчжурии, и то только тогда, когда оно само признает, что там "водворилось спокойствие". Переговоры с Ли Хун Чжаном вёл директор Русско-Китайского банка Э.Э.Ухтомский. Китайский канцлер, однако, вел двойную игру. С целью вызвать решительный протест против русских условий договора со стороны правительства западных стран он поставил их в известность о содержании секретных русско-китайских переговоров.
1 марта 1901 г. в Пекине последовал совместный протест Японии, Англии, С.Ш.А, Италии, Австро-Венгрии и Германии29 против "Местного соглашения" России с Мукденским "цзяньцзюнем" и сепаратных переговоров с Китаем о Маньчжурии, которые закрепляли русское влияние в Маньчжурии. Русское правительство сделало попытку наладить отношения с Японией (как с основным лидером протеста), предложив японскому правительству договориться в отношении Кореи. Однако японцы наотрез отказались вести переговоры с Россией о Корее до тех пор, пока не будет восстановлено прежнее положение в Маньчжурии, то есть пока оттуда не уйдут русские войска.
11 марта 1901 г. китайское правительство опираясь на давление международной дипломатии, заявило об отказе подписать проект Российского соглашения от 26 января 1901 г. Отказ последовал, несмотря на то, что русская сторона учла все возражения, сделанные китайцами в ходе переговоров, и внесла в первоначальный проект необходимые изменения. Переговоры между Россией и Китаем были прерваны.
20 мая 1901 г. на пост премьер-министра Японии был назначен граф Т.Кацура (который сменил, подавшего в отставку 19 апреля 1901 г. Х.Ито). По сравнению со своим предшественником Т.Кацура был более агрессивных и радикальных взглядов по отношению к России.
В июле 1901 г. по инициативе китайской стороны Российско-Китайские переговоры были возобновлены. На предложение Ли Хун Чжана решить вопрос об эвакуации войск из Маньчжурии, С.Ю.Витте ответил 27 июля 1901 г. согласием вывести войска, если Китай даст Русско-Китайскому банку обязательство "не давать никому в Маньчжурии никаких железнодорожных и промышленных концессий, ранее не предложив их банку". Получив удовлетворительный ответ, царское правительство подготовило новый проект соглашения. Было решено, что с Китаем будет заключено два соглашения: одно представителями министерства иностранных дел, другое представителями министерства финансов и Русско-китайского банка. 22 августа 1901 г. Китаю был представлен новый (второй) проект соглашения. Он предусматривал полную эвакуацию войск из Маньчжурии к лету 1903 г. и обязательство Китая обеспечить охрану К.В.Ж.Д. после ухода из Маньчжурии русских войск. Однако китайское правительство прежде, чем подписать правительственный договор о выводе войск из Маньчжурии, должно было заключить с Русско-китайским банком особое соглашение. Снова содержание Российско-Китайских переговоров стало известно правительствам западных государств. Опять последовал решительный протест со стороны Японии, Англии и С.Ш.А.. В новом проекте русско-китайского соглашения о Маньчжурии западные державы усмотрели нарушение принципа равных возможностей. Российское министерство иностранных дел отклонило вмешательство третьих держав в отношения России с Китаем и отказалось вести с ними переговоры по данному вопросу. Тогда китайское правительство отвергло русский проект соглашения, в связи с чем переговоры затянулись, а со смертью Ли Хун Чжана в ноябре 1901 г. и совсем прекратились.
25 августа 1901 г. был подписан "Заключительный протокол" между Китаем и иностранными державами, где на Китай со стороны союзных держав была наложена новая контрибуция в размере 450 млн. лянов (выплата была распределена на 39 лет с 4% годовых), казнить руководителей восстания, уничтожить фортификации Таку, дать согласие на постой войск интервентов в 12-ти населённых пунктах по трассе Таку-Пекин, выделить экстерриториальный дипломатический район в Пекине, воздержаться на 2 года от закупок вооружения и военного снаряжения и поставить памятники 2-ум убитым дипломатам.
21 октября 1901 г. на всём протяжении К.В.Ж.Д. и Ю.М.Ж.Д. была завершена укладка рельсов, и дорога открылась для временной эксплуатации.
В декабре 1901 г. Русско-Китайские переговоры были вновь возобновлены. Но позиция западных держав породила в Китае уверенность, что Россия вынуждена будет вывести войска из Маньчжурии и без стеснительных условий особого банковского соглашения и поэтому 29 января 1902 г. китайское правительство дало знать представителю министерства финансов России, что вследствие категорических протестов со стороны других держав по поводу соглашения с Русско-Китайским банком, оно вынуждено отказаться от дальнейших переговоров по этому предмету.

*****1902*****

17 января 1902 г. Япония и Англия подписали союзный Англо-Японский договор. Стороны признавали право друг друга вмешиваться в дела Кореи и Китая и обязывались соблюдать нейтралитет, если одна из них будет с кем-либо в состоянии войны из-за Кореи или Китая. В случае войны одного из союзников с несколькими державами другая сторона должна была выступить на помощь с вооружёнными силами. Япония получала сильного союзника и кредитора.
3 марта 1902 г. Россия и Франция в ответ на англо-японский договор, подписали совместную Русско-Французскую декларацию. Однако она не обязывала Париж оказать военную помощь России в случае войны с Японией30.
В условиях резко враждебного отношения С.Ш.А., Англии и Японии к русско-китайским переговорам и усиления классовой борьбы в стране, царское правительство вынуждено было пойти на значительные уступки в маньчжурском вопросе. Поскольку китайское правительство категорическим образом заявило об отказе подписать банковское соглашение, Россия не пожелала заключить особое соглашение между Китаем и Русско-китайским банком. В переговорах с Китаем русская сторона теперь касалась лишь вопросов, непосредственно связанных с эвакуацией своих войск из Маньчжурии. В новом проекте соглашения были учтены все поправки китайцев.
26 марта 1902 г. в Пекине подписывается Русско-Китайское соглашение по Маньчжурскому вопросу, по которому Россия обязывалась вывести свои войска из Маньчжурии в течении 18 месяцев, в три этапа, кроме линии К.В.Ж.Д.. О монополиях и банковском соглашении в договоре не упоминалось.
В конце лета 1902 г. японское правительство предложило российской стороне в обмен на признание протектората Японии над Кореей за Россией признавалось-бы в Маньчжурии - только право на охрану русских железных дорог. Это предложение в Санкт-Петербурге сочли неудовлетворительным.
24 сентября 1902 г. Россия выполнила в назначенный срок первый этап вывода войск: очистив западную часть Южной Маньчжурии от Шанхайгауня до р. Ляохе.
Для достижения стратегического равновесия с соединёнными флотами Германии и Швеции в Балтийском море, а также Австро-Венгрии и Турции в Чёрном море, Российское Морское министерство разработало новую 20-летнюю программу, общей стоимостью 1,5 млрд. рублей. Но из-за своей дороговизны программу признали невыполнимой из-за недостатка средств.31
В конце этого года Япония практически полностью выполнила 2-ую кораблестроительную программу (с опережением на два года) усиления своего флота. В связи с этим 23 ноября 1902 г., правительство Японии на парламентской сессии, начало обсуждение вопроса о принятии 3-ей программы расширения флота, но из-за политического кризиса во власти и недостатка средств, 3-ья программа так и не была принята32.

*****1903*****

В январе 1903 г. в Санкт-Петербурге состоялось Особое совещание под председательством В.Н.Ламздорфа с участием С.Ю.Витте, А.Н.Куропаткина, управляющего Морским министерством П.П.Тыртова и трех русских посланников - в Китае, Японии и Корее. А.Н.Куропаткин потребовал задержать эвакуацию из Маньчжурии к договорному сроку. Он предлагал ограничиться эвакуацией из одной только Мукденской провинции, а эвакуацию из провинций Гиринской и Хэйлунцзянской обусловить согласием Китая на сохранение там известного количества русских войск. Предложение А.Н.Куропаткина было принято. Намеревались предпринять третью попытку добиться соглашения с Китаем о Маньчжурии, предъявив ему требования о "гарантиях". Было решено, что к установленному соглашением от 26 марта 1902 г. сроку от присутствия русских войск будет освобождена только одна Мукденская провинция. Эвакуация войск из Гиринской провинции должна была осуществляться по мере выполнения Китаем русской ноты (третьей) от 24 марта 1903 г. В ней содержались требования о неотчуждении ни под каким видом - уступки, аренды, концессии и прочее - территории в тех регионах, откуда были эвакуированы войска, о непредоставлении иностранной торговле новых пунктов в Маньчжурии и о недопущении в них иностранных консулов без согласия на то России; о недопущении иностранцев в администрацию Маньчжурии. Третья попытка достигнуть соглашения с Китаем о Маньчжурии также не увенчалась успехом. Как это было уже в 1901 и 1902 г.г., в переговоры опять вмешались Англия, С.Ш.А. и Япония, заявившие Санкт-Петербургу решительный протест. Китаю-же они дали совет не принимать никаких условий, касающихся Маньчжурии. Китайское правительство заявило России, что оно будет обсуждать любые вопросы о Маньчжурии лишь после эвакуации русских войск.
Неудача всех попыток путём двусторонних переговоров с Китаем добиться урегулирования вопроса о Манчьжурии, вызвала разброд в правящих кругах России. На дальневосточную политику царского правительства решающее влияние стала оказывать придворная группа во главе с А.М.Безобразовым. Она представляла интересы наиболее реакционных кругов в правительстве. В эту группу входили такие влиятельные при дворе лица, как министр внутренних дел В.К.Плеве, адмирал Е.И.Алексеев, великий князь Александр Михайлович, граф И.И.Воронцов-Дашков, бывший министр двора и один из учредителей черносотенной "Священной дружины" В.М.Вонлярлярский, владелец двух бумагопрядилен в Петербурге помещик М.В.Родзянко, А.М.Абаза - племянник известного политического деятеля А.А.Абазы. Все они стремились создать в Корее и Маньчжурии свои промышленные предприятия в противовес руководимым С.Ю.Витте предприятиям Русско-китайского банка. Группировка А.М.Безобразова стояла за военное обострение с Японией. Она убеждала Николая II не выводить русские войска из Маньчжурии и продолжать проникновение в Корею.
Группе А.М.Безобразова противостояла группировка, возглавляемая С.Ю.Витте. В значительной части она представляла интересы капиталистических слоёв и банков, стремившихся расширить и укрепить свои позиции в Восточной Азии. Стержнем дальневосточной программы С.Ю.Витте было утверждение России в Маньчжурии. На удержании Северной Маньчжурии настаивал также военный-министр А.Н.Куропаткин, мотивируя это интересами обеспечения обороны Приморья. Примыкавший к группировке министр иностранных дел В.Н.Ламздорф занимал наиболее умеренную позицию в дальневосточных делах. Он стремился достичь соглашения с Японией и предлагал ограничить русские интересы на Дальнем Востоке пределами Маньчжурии. Группировка С.Ю.Витте надеялась добиться своих целей в Маньчжурии, не доводя дело до войны с Японией. В крайнем случае, ее члены хотели оттянуть войну, чтобы лучше к ней подготовиться.
26 марта 1903 г. вышел второй срок для вывода русских войск из Маньчжурии (с выводом войск из остальной части Мукденской провинции с городами Мукденом и Инкоу), но Россия уже было начав перевозку войск и очистив Мукден, вдруг приостановила все действия по распоряжению начальника Квантунской области адмирала Е.И.Алексеева. В это-же время на Дальний Восток с первой поездкой выехал статс-секретарь А.М.Безобразов. Российские войска снова заняли Мукден. Для поддержания начинаний "Эксплуатационного товарищества на реке Ялу" в Северной Корее начальник Квантунской области по просьбе А.М.Безобразова выслал в Шахецзы одну охотничью команду в 150 чел. конных стрелков и выдвинул в Фынхуанчен конный отряд из полка казаков с орудиями. Эти действия вызвали протест в Китае и рост антироссийской пропаганды в Японии.
7 мая 1903 г. на совещании министров Николай II сообщил о новом курсе политики на Дальнем Востоке. Министрам было разъяснено, что сам по себе договор от 26 марта 1902 г. означает "открытые двери" в Маньчжурии, а при "открытых дверях" иностранцы "скоро убьют те зародыши русской торговли и промышленности, которые появились в Маньчжурии". К.В.Ж.Д. и Русско-Китайский банк будут служить иностранным интересам, а деятельность их будет ограничена конкуренцией Шанхайгуаньской железной дороги, уже находящейся в руках англичан, и отделений иностранных банков, которые, вероятно, будут открыты в Инкоу (кит. Ньючжуань) и Дальнем. Если не отказываться от решения не допустить проникновения в Маньчжурию иностранного влияния в каком бы то ни было виде и точного исполнения договора от 26 марта, то необходимо в "минимальный срок и не останавливаясь перед нужными расходами, поставить нашу боевую готовность на Дальнем Востоке в полное равновесие с нашими политико-экономическими задачами, дав очевидное для всех доказательство решимости отстоять наше право на исключительное влияние в Маньчжурии". Этим самым царь дал понять, что Россия вообще не собирается уходить из Маньчжурии и готова отстаивать свои интересы силой оружия.
10 июня 1903 г. в Токио под председательством Императора и при участии "Генро": маркиза Хиробуми Ито, фельдмаршала маркиза Аритомо Ямагата, графа Масаёси Мацуката, графа Каору Иноуэ, фельдмаршала маркиза Ивао Ояма, а также Совета Министров: премьер-министра графа Таро Кацура, министра иностранных дел барона Ютаро Комура, военного министра генерал-лейтенанта Масатаке Тераучи, военно-морского министра адмирала барона Гомбей Ямомото, состоялось совещание по вопросу принятия принципов и целей, которые нужно будеть преследовать в переговорах с Россией33. Результаты этого совещания 15 июля 1904 г. были телеграфированы бароном Ю.Комура японскому посланнику в Санкт-Петербурге - Синичиро Курино. Ю.Комура просил своего протеже в предстоящих переговорах с Россией, объяснить Российской стороне, что "правительство Японии желает удалить из отношений двух Империй любую причину недоразумения в будущем" по вопросам Дальнего Востока, "где их интересы встречаются, с целью определить соответствующие и специальные интересы в тех областях".
1 июля 1903 г. началось регулярное движение по всей магистрали К.В.Ж.Д. и Ю.М.Ж.Д.. В этот день дорога была передана в ведение Эксплуатационного управления. Тем самым в России была открыта новая железнодорожная линия Москва - Тихоокеанское побережье, кратчайший путь из Европы в Азию. Всего на линии было построено 92 станции и 9 туннелей. Вообще недоделок на дороге к моменту начала эксплуатации было еще много, всего на сумму в 57 млн. руб. Тем не менее это было завершение грандиозного для того времени по размаху и срокам исполнения железнодорожного предприятия. Затраты на строительство К.В.Ж.Д. и Ю.М.Ж.Д. за 1897-1903 г.г. составили более 375 млн. руб. золотом.
30 июля 1903 г. Николай II создал отдельное наместничество на Дальнем Востоке со штаб-квартирой в Порт-Артуре, назначив на должность наместника вице-адмирала Е.И.Алексеева, его задачей было объединить под своим руководством работу всех ведомств на Дальнем Востоке, и ему дано было право дипломатических сношений от имени царя. А.М.Безобразов ещё в мае был назначен на должность статс-секретаря "Особого комитета по делам Дальнего Востока" и теперь фактически определял направление российской дальневосточной политики. 6 августа 1903 г. Министр финансов С.Ю.Витте в ходе дворцовых интриг был удалён с поста министра финансов и переведён на пост председателя комитета Министров (тем самым перестав играть какую-либо существенную роль в правительстве).
Между тем отношения России с Японией ухудшались с каждым месяцем. С целью более ясно представить себе дальнейшесть действий Русской дипломатии на Дальнем Востоке, Токио открыло с переговоры с Россией по Китайско-Корейскому вопросу, направив 30 июля 1903 г. в Санкт-Петербург проект соглашения заведомо неприемлемый Россией34. Помимо признания преобладающего влияния и фактического протектората Японии в Корее, японцы требовали от России согласия на продолжение корейской железной дороги от Сеула до Южной Маньчжурии и соединения её с Ю.М.Ж.Д. и с железной дорогой Инкоу-Шанхайгуань-Таку, а также соблюдения условия: "войска, высылаемые для "подавления беспорядков" (из Япониии в Корею и из России в Маньчжурию) не должны превышать необходимой для этого численности и выводиться немедленно после выполнения своей задачи".
С каждым месяцем сомнения в возможности выполнить договор 26 марта 1902 г. с Китаем всё увеличивались35. Тогда дипломатия "триумвирата" (С.Ю.Витте, В.Н.Ламздорф и А.Н.Куропаткин) 1 августа 1903 г., приняла решение "не придерживаться буквального смысла договора 26 марта", и при эвакуации в дальнейшем не выводить войска из Маньчжурии, а только уводить их в полосу отчуждения К.В.Ж.Д. (это теперь они и называли эвакуацией), продолжать занятие Хунчуня (у самой корейской границы!) и обещать Китаю эвакуацию непридорожных пунктов "в течение годичного срока". Все это обусловливалось-бы следующими обязательствами со стороны Китая: 1) не уступать иностранцам возвращаемых территорий; 2) допустить военные русские посты по Сунгари и Амуру; 3) то же на тракте Цицикар - Благовещенск; 4) исключить Маньчжурию из ведения иностранцев и 5) оградить торговые интересы К.В.Ж.Д.. Проект предложения (четвёртый) был направлен Китайской стороне.
24 августа 1903 г. Китайская сторона по совету "мировых держав" отвергла предложение России от 1 августа 1903 г., и 20 сентября 1903 г. переговоры с Китаем о гарантиях и эвакуации были прерваны окончательно.
20 сентября 1903 г. в Российском ответе Русская сторона признавала японский протекторат над Кореей с такой оговоркой: "территория Кореи не должна использоваться для "стратегических целей" и для строительства фортификаций, угрожающих судоходству в Корейском проливе". Россия требовала создания нейтральной зоны к северу от 39-ой параллели и решительного заявления со стороны Японии о том, что "Маньчжурия находится за пределами японских интересов".
26 сентября 1903 г. истёк последний срок эвакуации российских войск из Маньчжурии, но для закрепления своей позиции Российское правительство решило не уходить с занятых пунктов36. На всём протяжении Ю.М.Ж.Д. (От Харбина до Порт-Артура) продолжали строиться склады, и казармы для железнодорожной охраны. Для охраны К.В.Ж.Д. и Ю.М.Ж.Д. был сформирован целый армейский корпус, подчинённый Министерству финансов. Российские войска пользуясь практически полным отсутствием в этих областях (Хейлуцзянская, Гиринская и Мукденская провинции) регулярных правительственных китайских войск, полностью взяли на себя управление дорогами и реками в этих местностях. К этому времени численность Российских войск в самой Маньчжурии достигла 30000 человек, плюс 24000 человек охранной стражи К.В.Ж.Д..37
17 октября 1903 г. Япония в очередной ответной ноте на русские предложения выдвинула еще более жёсткие требования, чем в первоначальном проекте соглашения. Если в четвертом пункте первого проекта ставились определенные ограничения в отношении количества посылаемых в Корею японских войск и времени пребывания их там, то во втором проекте эти ограничения были сняты. Одновременно увеличивалось количество случаев, которыми определялась необходимость посылки японских войск в Корею. Был отклонен пятый пункт русских предложений, запрещавший использовать территорию Кореи в стратегических целях. Взамен нейтральной зоны в Корее от 39-й параллели японцы соглашались на установление нейтральной зоны в 50 км по обеим сторонам корейско-маньчжурской границы, что отделяло русских от пограничной реки Ялу на 50 км. Японцы снова настаивали на взаимном обязательстве не мешать соединению Корейской железной дороги с Ю.М.Ж.Д. В новом проекте были оставлены все пункты, касавшиеся Маньчжурии. Таким образом, стороны расходились главным образом по трем вопросам: о включении в проект договора статей о Маньчжурии, о неиспользовании территории Корейского полуострова в стратегических целях, о нейтральной зоне.
28 ноября 1903 г. в Российском ответе Русская сторона пошла на дальнейшие уступки в корейском вопросе, в частности в тексты третьего, четвертого и седьмого пунктов русского проекта соответствовали по содержанию японской редакции. Однако русское правительство продолжало настаивать на прежней редакции первого и шестого пунктов, а также на сохранении в договоре пункта о взаимном обязательстве "не пользоваться никакой частью корейской территории для стратегических целей" и решительно отвергало седьмой, восьмой и девятый пункты японского проекта, касавшиеся Маньчжурии.
10 декабря 1903 г. Япония в ультимативной форме направила России новые ответные предложения относительно Южной Маньчжурии, отклонив и договорённость о нейтральной полосе. Нота подкреплялась бряцанием оружия38.
В декабре 1903 г. адмирал Е.И.Алексеев запросил у монарха разрешения объявить мобилизацию на территории Дальнего Востока и в сибирских губерниях, ввести военное положение в Маньчжурии, Владивостоке и Порт-Артуре и выдвинуть часть войск прикрытия на рубеж реки Ялу.
15 декабря 1903 г. В связи с постоянными задержками Российских ответов на Японские предложения, а также явное затягивание переговоров, на особом заседании кабинета Министров Японии было принято решение: "несмотря на продолжающиеся дипломатические переговоры, действовать так, как будто их результат представляется несомненным". С этого времени на Японских островах началось планомерное сосредоточение транспортов и скрытая мобилизация.
16 декабря 1903 г. в Царском Селе под председательством Николая II было созвано Особое совещание с участием: военного министра А.Н.Куропаткина, министра иностранных дел В.Н.Ламздорфа и управляющего делами Особого комитета Дальнего Востока А.М.Безобразова. На нем был выработан третий проект соглашения с Японией о Корее и Маньчжурии. Российские предложения 24 декабря 1903 г. были вручены Японии. Царское правительство пошло на новые уступки. Оно принимало японскую редакцию соглашения, которое требовало признать за Японией право подавать Корее советы и помощь, но по-прежнему настаивало на взаимном обязательстве договаривающихся сторон "не пользоваться никакой частью территории Кореи для стратегических целей" (пункт пятый) и на сохранении пункта о нейтральной полосе в Корее по 39-й параллели. Взамен оно выразило готовность включить в проектируемое соглашение статью о признании Японией Маньчжурии и побережья стоящими вне сферы её интересов и о том, что в пределах названной области "Россия не будет препятствовать Японии, как и другим державам, пользоваться правами и преимуществами, приобретенными ими по действующим с Китаем договорам, за исключением устройства сеттльментов". Таким образом, царское правительство согласилось ввести в соглашение вопрос о Маньчжурии, который был полностью исключен в предыдущем проекте.
25 декабря 1903 г. военный министр генерал-адъютант А.Н.Куропаткин сообщил наместнику на Дальнем Востоке адмиралу Е.И.Алексееву о разрешении провести намеченные мероприятия, за исключением выдвижения русских войск на реку Ялу. Последнее, по мнению правительства, могло ускорить войну. Однако через несколько дней последовало новое распоряжение, отменявшее распоряжение на мобилизацию и введение военного положения. Николай II и его министры опять-таки опасались, что такие действия могут ускорить войну с Японией.
29 декабря 1903 г. наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И.Алексеев предписал (приказ №224) начать компанию практически всей эскадре.
30 декабря 1903 г. в Японии на очередном Императорском собрании, все были вынуждены согласиться с тем, что дальнейшие переговоры с Россией полностью безнадёжны.
31 декабря 1903 г. Япония ответила России в ультимативной ноте: она настаивала на своей редакции пятого пункта и на исключении шестого пункта о нейтральной зоне в Корее по 39-й параллели. Статью о Маньчжурии считалось целесообразным разбить на три пункта, добавив к ней обязательство со стороны России уважать территориальную неприкосновенность Китая в Маньчжурии. Япония также настаивала "о том, чтобы Россия признала Корею с ее побережьем находящимися вне сферы её интересов". Следовательно, предложения русской стороны о взаимном обязательстве "не предпринимать на берегах Кореи никаких военных работ, могущих угрожать свободе плавания в Корейском проливе", в свете новых японских требований теряли свое значение. Японцы твердо заявили о намерении захватить не только Корею, но и Маньчжурию, которую царизм не успел закрепить за собой. Масла в огонь подлил американский президент Теодор Рузвельт, официально заявивший, что в предстоящей войне С.Ш.А будут придерживаться благоприятного для Японии нейтралитета, а военный министр С.Ш.А. Уильям Говард Тафт обещал дать Японии кредит.
Царское правительство, оказавшись перед непосредственной угрозой войны, решило пойти на новые уступки Японии с целью отсрочить войну, к которой Россия не была подготовлена. В.Н.Ламздорф предложил отказаться от нейтральной зоны в Корее. Что касается Маньчжурии, то в этом вопросе он надеялся достигнуть компромисса с Японией при содействии Франции. Другие министры и Николай II, полагая, что "время - лучший союзник России", считали возможным не противодействовать даже полной оккупации Кореи японскими войсками.

*****1904*****

4 января 1904 г. адмирал Е.И.Алексеев вновь обратился к государю за разрешением занять хотя бы небольшими заградительными отрядами некоторые пограничные с Кореей пункты.
7 января 1904 г. последовал приказ готовиться к переводу на военное положение крепостей Порт-Артур и Владивосток. Одновременно разрабатываются инструкции по охране кораблей эскадры Тихого океана на внешнем рейде Порт-Артура. Русские миноносцы "ВПЕРВЫЕ" выходят в Жёлтое море для несения дозорной службы.
9 января 1904 г. из Санкт-Петербурга пришло разрешение на выдвижение войск к границе Кореи и воинские части подготовленные для этого, стали готовиться к выдвижению на рубеж пограничной реки Ялу.
15 января 1904 г. Николай II телеграфировал адмиралу Е.И.Алексееву: "Можно допустить японскую оккупацию Кореи до гор, составляющих водораздел бассейнов рек Ялу и Тумынь".
До 20 января были выведены из резерва все корабли "Флота Тихого океана" и "Сибирской флотилии". Принимались меры по охране рейда, последние корабли перекрашивались в боевой оливково-зелёный цвет, грузились все виды боевого снаряжениия и боезапас.
20 января 1904 г. на борту эскадренного броненосца "Петропавловск" состоялось совещание под председательством адмирала Е.И.Алексеева. Обсудив последние разведывательные сводки, пришедшие из Токио, Шанхая и Чифу, участники совещания сошлись во мнении о неизбежности войны и о необходимости упреждающим ударом сорвать планы противника. Адмирал Е.И.Алексеев послал телеграмму военному министру: "Непрекращающиеся приготовления Японии достигли опасного предела. Полагаю необходимым немедленно объявить мобилизацию и не допускать высадки японцев в Корее. Приказал эскадре выйти на внешний рейд, дабы немедленно, по получении вашего ответа, атаковать неприятеля". Но ответ посланный 26 января: "Если японцы начнут военные действия, не допускать высадки на западном берегу Кореи, севернее 38-ой параллели. Высадку в южной Корее и в Чемульпо допускать. Продвижение японских войск в Северную Корею не считать за начало войны..." пришёл уже после начала войны.
Не ожидая ответа на запрос, адмирал Алексеев приказал совершить выход всей эскадры. Днем 20 января с "Петропавловска" для всей эскадры (общий буквенный позывной "03") был сделан сигнал: "Приготовиться к походу, взять провизии на 3 суток, завтра в 8 утра иметь 10 уз хода". К 8 час. вечера прекратили сообщение с берегом. В дежурство по эскадре вступил транспорт "Ангара", боевое освещение на ночь обеспечивали "Паллада" и "Ретвизан". Ночью до утра съемки с якоря в море находилась канонерская лодка "Гиляк". Ранним утром 21 января в 5.00 последовательно снялись с якорей и ушли в море крейсеры "Аскольд", "Диана" и "Баян". В 7.30 с "Петропавловска" было приказано приготовиться к съемке с якорей, а в 8 час. последовал сигнал: "Сняться с якоря всем вдруг". Уже через 5 минут эскадра дала ход. На рейде остались проводивший испытания машин броненосец "Севастополь" и 7 контрминоносцев, а также охранявшие рейд канонерская лодка "Гиляк" и транспорт "Ангара". Броненосцы шли в строе двух кильватерных колонн (расстояние 3 каб.): в правой "Петропавловск", "Полтава", "Цесаревич", в левой "Пересвет", "Ретвизан", "Победа". Крейсера шли впереди, образуя цепь с расстоянием 10 миль между кораблями и ближайшим к эскадре "Баяном". "Боярин" и "Новик" держались при эскадре, в расстоянии 6 миль от нее шли 10 контрминоносцев, составлявших два отряда. "Амур" и "Енисей" для поддержания радиосвязи с Порт-Артуром следовали за эскадрой в расстоянии 10 и 30 миль. В 16.00 головной "Аскольд" уже находилась в видимости Шантунгского маяка. Корабли подходили к пределу дальности радиосвязи из Порт-Артура, а ответа из Санкт-Петербурга все еще не было. В этих обстоятельствах Алексеев решает вернуть эскадру назад. 22 января в 5.00 эскадра встала на якорь в Талиенванской бухте, а в 8.00 на борту "Петропавловска" состоялось совещание старших штурманов со всех кораблей эскадры, на котором обсуждались меры по оптимизации сигналов при совместном плавании. Эскадра простояла в Талиенване до 11.00, затем по сигналу с "Петропавловска" снялась с якоря и в 14.30 в полном составе прибыла на внешний рейд Порт-Артура.
21 января 1904 г. Россия, что-бы не давать повода для войны отослала проект нового соглашения с Японией в двух экземплярах: телеграфом в Токио непосредственно и через Порт-Артур (через наместника), поставив об этом в известность на следующий день Р.Р.Розена39 в Токио и японского посла С.Курино в Санкт-Петербурге. Россия соглашалась признать особые права Японии на Корею и соблюдать её соглашения с Китаем относительно Маньчжурии, а также отказалась от требования создать нейтральную полосу и не противодействовать соединению Ю.М.Ж.Д. с корейской железной дорогой. Однако Россия решительно отказалась исключить Корею из сферы своих интересов и по-прежнему требовала демилитаризации Кореи.
22 января 1904 г. в 16.25 (яп. вр.) в Токио от японского консула Мидзуно из Чифу, пришло известие об уходе русской эскадры из Порт-Артура "...по неизвестному назначению". В Японии было созвано чрезвычайное совещание Императорского совета с участием "Гэнро": Хиробуми Ито, Аритомо Ямагата, Каору Иноуэ, Масаёси Мацуката, Ивао Ояма, а также Совета Министров: премьер-министра Таро Кацура, министра иностранных дел Ютаро Комура, военного министра Масатаке Тераучи, военно-морского министра Гонбей Ямамото, министра финансов барона Арасукэ Сонэ и под председательством Императора Муцухито, на котором было принято решение безотлагательно начать военные действия против России, поскольку "русская эскадра, свободная в своих действиях, могла расстроить все планы и расчеты японского правительства"40. В торговом порту Нагасаки японцами были захвачены 3 китобойных русских судна и стоявший на ремонте пароход К.В.Ж.Д. "Маньчжурия".
23 января 1904 г. в 21.15 (яп. вр. 14.15) Ю.Комура (Министр иностранных дел Японии) послал (не дожидаясь русского ответа на ноту от 31 декабря) С.Курино (японскому посланнику в Санкт-Петербурге) телеграмму следующего содержания: "Японское правительство решило окончить ведущиеся переговоры и принять такое независимое действие, какое признаёт необходимым для защиты своего угрожаемого положения и для охраны своих прав и интересов". Далее было приказано уведомить министра иностранных дел России графа В.Н.Ламздорфа о "разрыве дипломатических отношений". Под предлогом неполучения ответа на свои требования (от 31 декабря) на состоявшейся 24 января 1904 г. в 7 часов (яп. вр. 14 часов) встрече, Ю.Комура заявил барону Р.Р.Розену (российскому посланнику в Токио), что "японское правительство вынуждено прекратить дипломатические сношения с Россией".
24 января 1904 г. в 16 часов (яп. вр. 23 часа) С.Курино посетил в Санкт-Петербурге графа В.Н.Ламздорфа и передал ему официальную ноту своего правительства о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений. Циркулярной телеграммой графа В.Н.Ламздорфа - Российский посланник в Токио барон Р.Р.Розен вместе с миссией незамедлительно отзывался из Токио.
25 января 1904 г. телеграфное ведомство в Нагасаки задержав (Порт-Артурская станция международного кабеля с Японией не могла отправить депеши, потому, что Нагасаки не отвечал на её запросы) почти на сутки, ответ Российского правительства (первая телеграмма отправленная в Порт-Артур 21 января и вечером 23-го переданная в Токио, а также вторая телеграмма, отправленная 22 января В.Н.Ламздорфом непосредственно в Токио) в ответ на японскую ноту от 31 декабря, вручило его Российскому посланнику в Токио барону Р.Р.Розену. Но время уже было упущено.
26 января 1904 г. в 11.30 (яп. вр. 18.30) в Зимнем дворце состоялось совещание под председательством Николая II, по вопросу "начинать-ли России войну первой или продолжить уступки Японии". На совещании присутствовали: генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович, министр иностранных дел граф В.Н.Ламздорф, управляющий морским министерством Ф.К.Авелан, военный министр А.Н.Куропаткин и в качестве делопроизводителя контр-адмирал А.М.Абаза. Выслушав различные доводы противоположных сторон, Император принял решение "не начинать самим".

ДИСЛОКАЦИЯ СОЕДИНЁННОГО ЯПОНСКОГО ФЛОТА К НАЧАЛУ ВОЙНЫ:
В САСЕБО


Главнокомандующий флотом вице-адмирал Хейхачиро Того

1-АЯ ЭСКАДРА
Командующий (Флагманское судно "Микаса") вице-адмирал Хейхачиро Того
Начальника штаба: капитан 1 ранга Хейао Симамура
Офицер штаба: капитан 2 ранга Р.Арима
Офицер штаба: капитан-лейтенант С.Акияма
Офицер штаба: лейтенант К.Мацумура
Адъютант: капитан-лейтенант Т.Нагата
Флагманский механик: механик-инспектор Я.Ямамото
Младший флагман (Флагманское судно "Хацусе") контр-адмирал Токинори Насиба
Офицер штаба: капитан-лейтенант З.Цукамото
Офицер штаба: лейтенант С.Сайто
Младший флагман (Флагманское судно "Читосе") контр-адмирал Сигето Дева
Офицер штаба: капитан-лейтенант К.Ямадзи
Офицер штаба: лейтенант С.Такеноучи


1-ый боевой отряд

Класс корабля

Название корабля

Командир корабля

Линейный корабль 1 класса

"Микаса"

капитан 1 ранга Х.Идзичи

Линейный корабль 1 класса

"Асахи"

капитан 1 ранга Х.Ямада

Линейный корабль 1 класса

"Фудзи"

капитан 1 ранга К.Мацумото

Линейный корабль 1 класса

"Ясима"

капитан 1 ранга Х.Сакамото

Линейный корабль 1 класса

"Сикисима"

капитан 1 ранга И.Терагаки

Линейный корабль 1 класса

"Хацусе"

капитан 1 ранга Ю.Накао

3-ий боевой отряд

Крейсер 2 класса

"Читосе"

капитан 1 ранга С.Такаги

Крейсер 2 класса

"Такасаго"

капитан 1 ранга Х.Исибаси

Крейсер 2 класса

"Касаги"

капитан 1 ранга Р.Идэ

Крейсер 2 класса

"Иосино"

капитан 1 ранга К.Саеки

Авизо

"Тацута"

капитан 2 ранга Т.Камая


1-ая флотилия истребителей
Начальник: капитан 1 ранга Сейдзиро Асай

Истребитель

"Сиракумо"

капитан-лейтенант К.Хазама

Истребитель

"Акасиво"

капитан-лейтенант М.Мацунага

Истребитель

"Касуми"

капитан-лейтенант М.Осима

Истребитель

"Акацуки"

лейтенант Н.Суецуги

2-ая флотилия истребителей
Начальник: капитан 1 ранга И.Исида

Истребитель

"Икадзучи"

лейтенант К.Мимура

Истребитель

"Оборо"

лейтенант Х.Такемура

Истребитель

"Инадзума"

капитан-лейтенант Р.Синовара

Истребитель

"Акебоно"

капитан-лейтенант Я.Куцуми

3-ья флотилия истребителей
Начальник: капитан 2 ранга М.Цуция

Истребитель

"Усугомо"

капитан-лейтенант И.Ояма

Истребитель

"Синономе"

лейтенант М.Иосида

Истребитель

"Сазанами"

капитан-лейтенант Ц.Кондо

1-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан-лейтенант С.Секи

Миноносец 2 класса

№69

капитан-лейтенант С.Секи

Миноносец 2 класса

№67

мичман М.Тайра

Миноносец 2 класса

№68

лейтенант Х.Вада

Миноносец 2 класса

№70

лейтенант И.Моримото

14-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан-лейтенант И.Сакураи

Миноносец 1 класса

"Чидори"

капитан-лейтенант И.Сакураи

Миноносец 1 класса

"Хаябуса"

лейтенант С.Кувасима

Миноносец 1 класса

"Манадзуру"

лейтенант Е.Иида

Миноносец 1 класса

"Касасаги"

лейтенант Я.Иосикава


2-АЯ ЭСКАДРА

Командующий (Флагманское судно "Идзумо") вице-адмирал Гиконойо Камимура
Начальник штаба: капитан 1 ранга Томосабуро Като
Офицер штаба: капитан 2 ранга Т.Сато
Офицер штаба: капитан-лейтенант Е.Симомура
Офицер штаба: лейтенант Е.Ямамото
Адъютант: капитан-лейтенант К.Фунакоси
Флагманский механик: механик-инспектор Ц.Ямазаки
Младший флагман: (Флагманское судно "Ивате") контр-адмирал Сотару Мису
Офицер штаба: капитан-лейтенант К.Мацуи
Офицер штаба: лейтенант Х.Иида
Младший флагман: (Флагманское судно "Нанива") контр-адмирал Сотокичи Уриу
Офицер штаба: капитан-лейтенант К.Морияма
Офицер штаба: лейтенант С.Танигучи


2-ой боевой отряд

Крейсер 1 класса

"Идзумо"

капитан 1 ранга К.Идзичи

Крейсер 1 класса

"Адзума"

капитан 1 ранга К.Фудзии

Крейсер 1 класса

"Асама"

капитан 1 ранга Р.Ясиро

Крейсер 1 класса

"Якумо"

капитан 1 ранга А.Мацучи

Крейсер 1 класса

"Токива"

капитан 1 ранга М.Иосимацу

Крейсер 1 класса

"Ивате"

капитан 1 ранга Х.Такетоми

4-ый боевой отряд

Крейсер 2 класса

"Нанива"

капитан 1 ранга К.Вада

Крейсер 3 класса

"Акаси"

капитан 2 ранга Т.Миядзи

Крейсер 2 класса

"Такачихо"

капитан 1 ранга И.Мори

Крейсер 3 класса

"Нийтака"

капитан 2 ранга И.Содзи

Авизо

"Чихайя"

капитан 2 ранга С.Фукуи

4-ая флотилия истребителей
Начальник: капитан 2 ранга Г.Нагай

Истребитель

"Хаядори"

капитан-лейтенант Д.Такеноучи

Истребитель

"Харусаме"

капитан-лейтенант Р.Арима

Истребитель

"Мурасаме"

капитан-лейтенант Г.Мидзумачи

Истребитель

"Асагири"

капитан-лейтенант К.Исикава

5-ая флотилия истребителей
Начальник: капитан 2 ранга Г.Мано

Истребитель

"Качеро"

капитан-лейтенант А.Идэ

Истребитель

"Муракумо"

капитан-лейтенант С.Мацуока

Истребитель

"Югири"

капитан-лейтенант С.Кагивада

Истребитель

"Сирануи"

капитан-лейтенант Ю.Нисио

9-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан 2 ранга Д.Ядзима

Миноносец 1 класса

"Аотака"

капитан 2 ранга Д.Ядзима

Миноносец 1 класса

"Хато"

лейтенант М.Харада

Миноносец 1 класса

"Кари"

лейтенант Х.Сакомото

Миноносец 1 класса

"Цубаме"

лейтенант И.Соно

20-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан-лейтенант Ч.Аракава

Миноносец 2 класса

№62

капитан-лейтенант Ч.Аракава

Миноносец 2 класса

№63

лейтенант С.Накамура

Миноносец 2 класса

№64

лейтенант Т.Тадзири

Миноносец 2 класса

№65

лейтенант Д.Мияке

СОСТОЯЩИЕ ПРИ ЭСКАДРЕ СУДА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Вспомогательный крейсер

"Касуга-Мару"

капитан 1 ранга Т.Арикава

Вспомогательный крейсер

"Гонконг-Мару"

капитан 1 ранга Т.Иноуэ

Вспомогательный крейсер

"Ниппон-Мару"

капитан 1 ранга Р.Казукава

Вспомогательный крейсер

"Тайчу-Мару"

капитан 2 ранга Н.Мацумура

Вспомогательный крейсер

"Тайнан-Мару"

капитан 2 ранга С.Такахаси

Вспомогательный крейсер

"Никко-Мару"

капитан 2 ранга К.Кимура

Вспомогательный крейсер

"Мийке-Мару"

капитан-лейтенант К.Кумииоси

Вспомогательный крейсер

"Кобе-Мару"

капитан-лейтенант И.Саннохе

Вспомогательный крейсер

"Кинсю-Мару"

капитан-лейтенант Т.Мизогучи

Вспомогательный крейсер

"Иедо-Мару"

капитан-лейтенант Н.Сата

Вспомогательный крейсер

"Ямагучи-Мару"

мичман И.Акияма

Вспомогательный крейсер

"Фукуока-Мару"

мичман С.Аванака

Вспомогательный крейсер

"Дзинсен-Мару"

мичман Я.Торисаки

Вспомогательный крейсер

"Таро-Мару"

мичман С.Окада

Вспомогательный крейсер

"Хикозан-Мару"

мичман Х.Сонода

Канонерская лодка

"Осима"

капитан 2 ранга К.Хиросе

Канонерская лодка

"Акаги"

капитан 2 ранга Х.Фудзимото

В КОБЕ И ПОРТУ ТАКЕСИКИ НА О. ЦУСИМА


3-АЯ ЭСКАДРА

Командующий (Флагманское судно "Ицукусима") вице-адмирал Сичиро Катаока
Начальник штаба: капитан 1 ранга Сизуоси Накамура
Офицер штаба: капитан 2 ранга Д.Ивамура
Офицер штаба: капитан-лейтенант Н.Мацумото
Офицер штаба: лейтенант Ц.Иокояма
Адъютант: капитан-лейтенант Ю.Такахаси
Флагманский механик: механик-инспектор Т.Сайто
Младший флагман: (Флагманское судно "Идзуми") контр-адмирал Масамичи Того
Офицер штаба: капитан-лейтенант С.Иосида
Офицер штаба: лейтенант К.Нозаки
Младший флагман: (Флагманское судно "Фусо") контр-адмирал Сукеудзи Хосоя
Офицер штаба: лейтенант Т.Ниси


5-ый боевой отряд

Крейсер 2 класса

"Ицукусима"

капитан 1 ранга К.Нарита

Линейный корабль 2 класса

"Чин-Йен"

капитан 1 ранга К.Имаи

Крейсер 2 класса

"Хасидате"

капитан 1 ранга С.Като

Крейсер 2 класса

"Мацусима

капитан 1 ранга Р.Кавасима

6-ый боевой отряд

Крейсер 3 класса

"Идзуми"

капитан 2 ранга К.Икеанака

Крейсер 3 класса

"Сума"

капитан 1 ранга Т.Цуция

Крейсер 3 класса

"Акицусима"

капитан 2 ранга Т.Ямая

Крейсер 3 класса

"Чиода" (в Чемульпо)

капитан 1 ранга К.Мураками

7-ый боевой отряд

Линейный корабль 2 класса

"Фусо"

капитан 2 ранга М.Окуномия

Винтовой корвет

"Каймон"

капитан 2 ранга М.Такахаси

Винтовой корвет

"Цукуба"

капитан 2 ранга Я.Нисияма

Канонерская лодка

"Иваки"

капитан 2 ранга Т.Саики

Канонерская лодка

"Чокай"

капитан 2 ранга Т.Ямадзуми

Канонерская лодка

"Майя"

капитан 2 ранга С.Накагава

Канонерская лодка

"Атаго"

капитан 2 ранга Х.Кубота

Канонерская лодка

"Хей-Йен"

капитан 2 ранга К.Асабане

Канонерская лодка

"Сай-Йен"

капитан 2 ранга К.Тадзима

Канонерская лодка

"Удзи"

капитан-лейтенант М.Канеко

Авизо

"Миако"

капитан 2 ранга С.Точинай

10-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан-лейтенант М.Отаки

Миноносец 2 класса

№43

капитан-лейтенант М.Отаки

Миноносец 2 класса

№42

лейтенант Х.Накабори

Миноносец 2 класса

№40

лейтенант Н.Ямасита

Миноносец 2 класса

№41

лейтенант К.Мидзуно

11-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан-лейтенант К.Такебе

Миноносец 2 класса

№73

капитан-лейтенант К.Такебе

Миноносец 2 класса

№72

лейтенант Д.Ямагучи

Миноносец 2 класса

№74

лейтенант Г.Ота

Миноносец 2 класса

№75

лейтенант Д.Игучи

16-ая миноносная флотилия
Начальник: капитан-лейтенант К.Бакабаяси

Миноносец 1 класса

"Сиратака"

капитан-лейтенант К.Бакабаяси

Миноносец 2 класса

№71

лейтенант К.Отаки

Миноносец 2 класса

№39

лейтенант Г.Иоково

Миноносец 2 класса

№66

лейтенант К.Цунода

СОСТОЯЩИЕ ПРИ ЭСКАДРЕ СУДА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Минный транспорт

"Тиохаси"

капитан 1 ранга Н.Нива

Транспорт

"Ариаке-Мару"

лейтенант С.Мидзуно


История действий на море в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.г. | Страница 1 | Страница 2




Реклама Google - 100% отвечает на поставленый вопрос
Видите интересующий вопрос, нажмите и получите ответ
         

Обмен ссылками - Удобный (мгновенный) обмен ссылками
Чем раньше зарегистрируетесь, тем выше будет стоять ссылка на ваш сайт ...
CATALOG.METKA.RU
KMindex
Hosted by uCoz